Мое дело
Агата входит
29 июля, 2021
806
Экологичность, нейросети и виртуальная одежда: дизайнер Агата Вострикова — о том, почему в современной моде главное — концепция, а не строчки и крой

Победительница конкурса компании Lamoda для молодых дизайнеров получила признание жюри, восторги зрителей и миллион на развитие собственного бренда. Выпускница факультета моды Высшей школы экономики и основательница марки одежды Agatha Ænter Агата Вострикова — об искусственном интеллекте, вине масс-маркета и философии черкесского костюма.

Платье на выпускной

— Почти все девочки рисуют платьица. У большинства это проходит годам к десяти. У девочки из Нальчика Агаты — не прошло совсем.

— Я всегда знала, что буду дизайнером и никогда не хотела другой профессии.

Моя мама умеет шить, как, наверное, все женщины, выросшие в СССР, но это никогда не занимало большого места в ее жизни. Мама говорит, что я в ее маму — мою бабушку, которую я не помню. Вот она постоянно что-то шила на ручной машинке, придумывала фасоны. От нее остались коробки с разными тканями, в которые я частенько ныряла в детстве. Но я думаю, что на меня большее влияние оказал мой старший брат: он занимался дизайном автомобилей, а я всегда смотрела на него и повторяла все, что он делает.

— А кто учил вас шить?

— В третьем классе попросила маму отдать меня на курсы кройки и шитья во Дворец пионеров. Там я была самая младшая, все старшие девочки умилялись, глядя, как я сижу и шью. Затем ходила на костюмерно-художественное отделение в первую школу искусств. И дома все время рисовала модели и что-то шила. Я хорошо помню первое платье, которое сшила сама полностью, — на выпускной из начальной школы. Платье было красивое — голубое, блестящее. Я им очень гордилась.

— Вы, наверное, в своей школе были единственной мастерицей?

— Нет, я училась в школе № 29 в Нальчике, у нас был «архитектурный» класс и много творческих ребят, которые ушли в сферу дизайна. Теперь мы работаем в одной индустрии и часто пересекаемся в Москве.

Между коммерцией и искусством

— И все-таки — сейчас масса одежды на любой вкус, можно найти практически все и недорого, а вы все равно начали делать свою собственную одежду довольно рано.

— Мы жили достаточно скромно, а мне всегда хотелось как-то необычно одеться, выделиться — именно поэтому я всегда что-то придумывала, поэтому первоначально начала этим заниматься. Другое дело, что сейчас я могу сказать точно: я не люблю масс-маркет по многим причинам. Во-первых, из-за экологии. На производство такой одежды тратится очень много природных ресурсов. Во-вторых, получается перепотребление. Люди не могут удержаться и продолжают покупать все больше и больше ненужного.

Да и несмотря на обилие всего, в магазинах, как правило, не бывает того, что я хочу.

— Вы носите только свою одежду?

— Я часто ношу свою одежду, потому что не нахожу чего-то подходящего для себя в магазинах. В последнее время все чаще обращаюсь к винтажной одежде и аксессуарам. Давать вещам вторую жизнь — это тоже один из шагов к осознанному потреблению.

А если говорить о том, почему я до сих пор этим занимаюсь, то это самовыражение — просто через одежду. Модная индустрия — это что-то среднее между коммерцией и искусством. Прекрасно, когда люди могут приблизиться к искусству таким вот образом. Я бы хотела, чтобы человек, надев мою одежду, мог выделиться и найти близких по духу людей, которым тоже интересна философия моего бренда.

— На втором курсе вы делали проект по черкесскому костюму и смело экспериментировали с формой, «пришивая» рукава традиционного женского платья к современному пуховику.

— Мне всегда казалось, что национальный костюм — это что-то далекое и от меня, и от современной моды. И я вообще не видела этой ценности, пока жила в Нальчике. А вот когда уехала, осознала ценность и уникальность национального костюма. И мне стало интересно переосмыслить традиционную одежду, хотя за основу я скорее брала философию костюма, а не крой.

Природа и двоичный код

— Расскажите, как вы попали на конкурс Lamoda. Был ли этот конкурс первым для вас?

— Нет, я принимала участие в конкурсах и раньше. В Futurum Moscow, например. Для молодого дизайнера это всегда хорошая возможность рассказать о себе. А когда Lamoda в честь своего десятилетия решила сделать проект, связанный с молодыми дизайнерами, друзья начали кидать мне ссылки на подачу заявки. Я отправила портфолио, не особо надеясь на успех, потому что у меня не очень большой опыт.

— Вы понимали, чего от вас хотят, как будет проходить конкурс?

— Я совершенно ничего не знала, когда подавала заявку. Все-таки формат реалити-шоу довольно жесткий. Но мне повезло, что атмосфера была дружеская. Мне было страшно, я человек не медийный, а тут нужно за ограниченное количество времени сделать работу, которая одновременно соответствует заданию и отражает мой стиль.

— В финальном туре вам дали шесть часов, чтобы придумать фасон из ткани с принтом Lamoda и вы сшили прекрасный брючный костюм. За шесть часов. Я думала, что такое только в сказке про Золушку бывает.

— Да, времени было очень мало, но я старалась заранее предусмотреть все варианты финального задания. На съемки я пришла с небольшими наметками, которые появились во время бессонной ночи.

На самом деле, большую роль сыграл адреналин, который появляется в таких стрессовых ситуациях. Обычно процесс шитья занимает у меня больше времени, часто приходится что-то исправлять. Но на шоу получилось собраться и вспомнить все, чему я когда-либо училась.

— На конкурсе вы сшили несколько красивых вещей и судьи очень хвалили вашу «концепцию». Объясните, что это и почему, когда теперь говорят о моде, начинают именно с этого понятия, а не со строчек и кроя.

— Концепция — это важное понятие в современной моде, о котором мы часто говорили в университете. Я старалась передать концепцию, идею своего бренда в первом же задании на конкурсе. Мне попалась тема «Средневековый карнавал», и за основу я взяла иллюстрации в стиле мипарти — разделение вертикально пополам, но перенесла их на современный контекст. Я сшила платье, которое делилось на две части, как костюм шута: с одной стороны находились природные элементы, с другой — двоичный код. Аппликации переходили одна в другую, передавая их взаимодействие.

Моя концепция заключается в контрастном противопоставлении технологий и природы, но жюри ее не совсем поняли, так как ожидали более буквальной трактовки задания.

Æ

— Ваш бренд называется Agatha Ænter. «Агата входит» в мир большой моды? Или все-таки вы имели в виду ту самую кнопочку Enter на клавиатуре?

— В названии бренда скрывается ключевая идея: клавиша Enter символизирует начало и течение технического прогресса, начиная с ее появления на первом компьютере в 1970 году. Æ — это связь с прошлым и корнями, так как моя бабушка родилась в Осетии, и эта буква из осетинского алфавита.

— Вы знаете, для кого вы создаете одежду?

— Целевая аудитория бренда — это творческие люди от 18 до 30 лет, которые не боятся самовыражаться и для которых неотъемлемой частью жизни является искусство. Хотя сейчас, чтобы бренд получал доход, необходимо также иметь коммерческую линейку.

— Вы начали работать с 4 курса и успели посотрудничать с разными российскими брендами. А на конкурсе вам советовали не пренебрегать коллаборациями. Исходя из вашего опыта, есть такие бренды, с кем вам было бы интересно поработать совместно?

—  Мне было бы интересно сделать коллаборации с представителями научной сферы, так как модной индустрии нужно выходить на новый уровень. Именно это сотрудничество позволило бы сократить урон от производства, создать более экологичные материалы и наносить меньший вред природе.

Можно сказать, что такая коллаборация — со студентом Бауманки Иваном Булыгиным — у меня уже была во время работы над дипломной коллекцией. Мы с ним загрузили сотни изображений одежды в нейросеть и с нуля обучили ее по техническому заданию. Она меняла дизайн и фактуру, создавала новые принты. Получились довольно абстрактные изображения, которые я перерабатывала в принты и манипуляции с тканями. Мне хотелось передать соприкосновение творческого процесса человека с искусственным интеллектом, поэтому некоторые модели коллекции созданы полностью вручную из множества модулей. А другая часть коллекции создана в 3D. Мне хотелось бы и дальше соединять ручные техники и 3D.

— И потом вы отшивали эти вещи? Или во время пандемии достаточно виртуального изображения?

— На карантине не было возможности отшить всю коллекцию, поэтому я создала только ее часть и начала изучать диджитал-моду. Часть дипломной коллекции создана в 3D. Это экологично: не нужно производить новые модели, чтобы надеть их один раз. Тренд только набирает обороты, и многие говорят, что он будет скоротечным. Но я почему-то уверена, что направление будет развиваться. Крупные бренды, например Vetements, делают диджитал-принты — это так или иначе используется. Моя дипломная коллекция стала большим толчком к созданию собственного бренда Agatha Ænter.

Смешались времена и тренды

— Lamoda дала вам миллион на развитие бренда. Какие-то условия вам ставились? Например, продавать одежду через сайт? Или предоставлялись технические возможности?

— Нет, они дали мне полную свободу, чтобы я могла делать то, что я хочу, и сейчас я начала разрабатывать полноценную коллекцию. У меня появилась возможность уйти с работы и сосредоточиться на развитии собственного бренда. Lamodа — это крупная площадка для брендов с опытом, для тех, у кого есть цикл производства и все возможные спецификации. А я пока одна, у меня нет команды, и рассчитывать я во многом могу только на себя. Но я пока буду просто потихоньку встраивать процесс — выпускать одежду для своего сайта и Instagram.

— Что искусственный интеллект советует на осень — 2021?

— (Смеется) Не знаю, но я советую носить то, что хочется. Сейчас главный тренд — это индивидуальность, а надевать то, что носят все, не круто. Сегодня больше ценится, когда человек имеет свой собственный, уникальный стиль.

— Но если нет трендов — то как-то сильно искажается само понятие «мода». И старые известные дома моды, получается, не вписываются в новое время.

— Когда я работала на один бренд, мы постоянно пытались анализировать тенденции. И это было очень сложно, потому что тенденций — бесконечное количество. Это что-то говорит о нашей эпохе, это уже даже не постмодернизм, это полное смешение времен и трендов.

Старым домам тоже придется меняться и подстраиваться под новую этику, становиться более экологичными. И многие это делают — например, Jacquemus теперь выпускает только две коллекции в год вместо четырех. Как раз поработать со старыми домами было бы очень интересно — и осовременивание иногда получается замечательно. Как у Демны Гвасалия в Balenciaga, например.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Когда точность становится вдохновением: путь врача, который выбрал краски вместо бор-машины
Более десяти лет стоматолог из Нальчика Залим Унакафов лечил людей, а теперь создает картины. Узнали, чем медицина похожа на творчество и как художественная свобода сочетается с врачебной точностью
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия