- Национальность: кабардинцы;
- Численность: около 700 тыс. человек в мире, из них более 500 тыс. человек живут в России;
- Где живут: в России (Кабардино-Балкарской Республике, Адыгее, Северной Осетии, Ставропольском крае), Турции, Сирии, Иордании;
- Религия: ислам;
- Язык: кабардино-черкесский.
Кабардинцы (самоназвание адыгэ) — это потомки коренного населения Северного и Северо-Западного Кавказа, титульная нация Кабардино-Балкарии, которая входит в группу адыгских народов [1], [2]. Всех представителей адыгских этносов в России и за границей многие источники обобщенно называют черкесами.
До XIX века основными занятиями кабардинцев были пашенное земледелие, полеводство, разведение скота, пчел, лошадей. С XVI века известна кабардинская порода скакунов, которые легко преодолевали горные тропы и снежные перевалы [3].
Среди других традиционных ремесел — ювелирное и золотошвейное дело, изготовление сукна, холодных и огнестрельных орудий, резьба по дереву и камню.
Кабардинские мужчины всегда выделялись особой статью и выправкой. Важную роль играл национальный костюм, который подчеркивал подтянутую мужскую фигуру с широкими плечами, тонкой талией. Об идеале красоты джигитов даже есть песня со строчкой «если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его».
С ранних лет мальчиков обучали навыкам верховой езды, обращению с оружием, благодаря чему они вырастали физически развитыми и выносливыми.
Кабардинки во все времена славились стройными формами. Придать хрупкости девичьему силуэту помогал традиционный женский костюм — яркий, нарядный, с роскошным золотым или серебряным поясом.
Идеалом красоты для кабардинок с давних времен считали плоскую грудь и узкую талию. Поэтому по мере взросления девушки начинали носить специальный корсет с деревянными пластинами, который не снимали даже ночью. Снять его полагалось мужу в первую брачную ночь [1].
Девочек обучали рукоделию, ведению хозяйства, традиционному этикету — тем навыкам, которые способствовали будущей счастливой семейной жизни.
Во время всероссийской переписи 2020 года причислили себя к кабардинцам 523 404 человека. По сравнению с данными переписи населения за 2010 год их количество выросло более чем на 6 тыс.: тогда кабардинцев было 516 826 человек. Это самая многочисленная ветвь адыгов, которые проживают в России.
Большинство современных кабардинцев проживают в Кабардино-Балкарской Республике. Представители народности расселены по всему миру.
В 2010 году общая численность этноса составляла около 700 тыс. человек.
Наряду с русским, кабардинский и балкарский языки относят к государственным в Кабардино-Балкарской Республике [4].
Кабардинцы, как и черкесы, используют кабардино-черкесский язык, который входит в абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков. Местные называют его адыгэбзэ — то есть адыгский язык. Кабардинский алфавит лингвисты разрабатывали с XIX века на базе русской и арабской графики. В дальнейшем наработки ученых не раз видоизменяли, пока в конце концов не утвердили письменность на основе кириллицы. Язык состоит из четырех говоров и четырех диалектов, в литературном творчестве используют баксанский диалект [5].
В 2020 году в России кабардино-черкесским языком владели 450 276 жителей.
Уи махуэ фlыуэ! — Добрый день!
Узыншэу (фlыкlэ)! — До свидания!
Упсоу! — Спасибо!
Уи гурыхь фlыуэ (уи хьэлэл)! — Приятного аппетита!
Современных кабардинцев относят к мусульманам-суннитам ханафитского мазхаба, при этом в некоторых районах кабардинцы исповедуют православие.
В древние времена среди народности широко было распространено язычество с почитанием бога-творца Тхашхо и других божеств, которые отвечали за плодородие земель, удачную охоту, успех в сражениях, путешествиях. Небольшая часть населения сохраняет эти верования до сих пор. В период христианства особо почитали Деву Марию, святого Георгия, Илию-пророка.
Ученые не пришли к единому мнению, почему народность называют именно кабардинцами. На этот счет существуют несколько версий. Согласно одной из них, в XV веке местные земли занял Кабарда Тамбиев, который переселился с западной в северную часть Кавказа вместе с одним из адыгских племен [6]. Другая версия связывает название народа с обозначением местности, на которой они поселились.
Предки современных адыгов с древних времен населяли земли, где сегодня живут представители адыгских народов. Кабардинский народ и государственное образование Кабарда окончательно сформировались к ХIV веку. В XVI веке кабардинцы приняли русское подданство, при этом оставались внутренне самостоятельным княжеством.
Положение изменилось в период Кавказской войны, которая длилась 101 год. Многим адыгам пришлось оставить насиженные земли. Впоследствии бывшее образование Кабарда входило в состав Терской области, Горскую АССР, а после сформировало самостоятельную Кабардинскую Автономную область. Современная Кабардино-Балкарская Республика образовалась 8 марта 1992 года.
Традиции кабардинского народа охватывают все аспекты жизни — от семейных обрядов до народной музыки и танцев.
Семейные узы для представителей народности — это не просто слова, а наивысшая ценность. В повседневной жизни кабардинцы руководствуются морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ, который регламентирует правила поведения, нравственные предписания: соблюдение иерархии, где старшим родственникам выражают особое почтение, уважение к женщинам, любовь к детям.
Кабардинцы настолько отличаются гостеприимством, что даже заклятого врага примут с почестями. Кем бы ни был посторонний, если он пришел в дом — значит, ему гарантируют защиту, накроют стол и угостят лучшими блюдами. За оскорбление гостя сурово наказывали: провинившиеся выплачивали штраф в виде десятков голов скота.
Повседневная пища кабардинцев — баранина и говядина в вареном и жареном виде, индейка, курица и бульоны из них, кисломолочные продукты, сыр. К праздничному столу непременно подают копченое баранье или говяжье мясо «лыгъур» (лягур), разнообразные подливы и соусы, секретный рецепт приготовления которых есть у каждой хозяйки. Паста у кабардинцев — это не макароны или спагетти, а пшенная каша без соли, сваренная вкрутую. Ее выносят вместе с мясными блюдами. Заменой пасты может стать кукурузная пресная лепешка чурек, пироги с картофелем, сыром, творогом. После сытного яства в прежние времена подавали супы, бульоны и отвары — сегодня их чаще всего употребляют отдельно.
Национальный костюм кабардинцев состоит из черкески, полукафтана бешмета, бурки (плаща), заправленных в ноговицы из войлока и кожи штанов. Непременный головной убор — папаха — до начала XX века был конусообразной формы, а впоследствии стал расширяться кверху. Под папаху надевали башлык, который можно назвать аналогом современного капюшона.
Традиционная одежда кабардинок — рубаха, кафтан черного, темно-красного или синего цветов с украшениями из золота или серебра, шаровары. Наряд дополняют наплечники, цепочки, бубенцы по бокам и распашное платье поверх всего одеяния с серебряным или золотым поясом. Высокую женскую шапку тоже украшали золотом. После рождения первенца кабардинкам полагалось повязывать голову темным платком и особым образом завязывать его концы [1].
Кавказскую свадьбу сложно представить без соблюдения обычаев прошлого. Традиционно кабардинцы отмечали торжество несколько дней, а предшествовали ему обряды сватовства, смотрин, согласование суммы и дальнейшая выплата калыма, выведение невесты из отчего дома, ее переезд в новое семейное гнездо и другие ритуалы.
- В честь рождения сына кабардинцы устраивали состязание под названием"подвязывание копченого сыра". На улице устанавливали столбы с крепким брусом, к которому привязывали сыр и на который крепили смазанную маслом веревку из кожи. Участникам соревнования предстояло добраться по веревке до сыра и первее всех откусить кусочек. Победителю вручали мешочек для табака, чехол и другие призы.
- Поминально-погребальные обычаи кабардинцев берут начало в XIX веке и происходят из мусульманских традиций. В день похорон усопшему отпускают грехи: за это родственники платят определенную сумму, которую распределяют между муллой и малоимущими. На кладбище, как правило, присутствуют только мужчины. Одежду умершего принято раздавать по соседям и знакомым, которых также в течение 40 дней угощают выпечкой и сладостями.
- Кабардинские семьи имели родовой знак тамга, которым помечали памятники, посуду, музыкальные инструменты и даже лошадиный круп [3].