Мастерской росписи Лейлы Казаровой шесть лет. Уникальные платки девушка создает вместе с помощницами — с кем-то знакома еще со школы, кто-то пришел обучаться росписи и остался.
В центре мастерской — широкий стол с тканями и красками, поделенный на несколько зон. Рядом большая рама с натянутым на нее платком, на нем уже виднеются очертания зарождающегося рисунка. По всему помещению здесь и там — разрисованные ткани и одежда, у окна — несколько мольбертов с картинами.
— Во втором классе я пошла в художественную школу и с того времени уже знала, чем буду заниматься после школы. Так и вышло: поступила на отделение росписи и ковроткачества в худучилище и в худграфе на живопись, — рассказывает Лейла. — Мне уже тогда очень нравились дагестанские орнаменты. И хотя это не было особенно модно, многие шли учиться, например, на дизайнеров, но мы с подругой Зулей осознанно пошли на роспись. Это при том что вообще не представляли, где будем работать.
Со временем девушкам пришла идея расписывать платки — и так появилась мастерская. Помимо платков тут наносят рисунки на сумки, одежду, предметы интерьера. Но девушки признаются: «Платки — это сердце, именно это для души».
— Нам очень нравились и украшения, и кайтагская вышивка, и ковровые узоры — мы хотели все это использовать в своей работе, а еще — делать то, что люди бы носили, — объясняет Лейла. — Так как мы сами носим платки, выбор пал на них. Мы просто начали делать то, что нравится самим.
Лейла показывает самый сложный по изготовлению платок. Он из старинного шелка, купленного «с рук». Работали над ним мастерицы больше года.
— Этот платок мы задумывали как свадебный. Здесь собраны главные дагестанские бренды — на нем изображены и кайтагская вышивка, и стилизованные кубачинки, и украшения, и балхарские кувшины, и Дербент, а вот тут по краям даже есть элементы ковра. И это все на одном платке.
Подобные платки, по словам девушки, стоят около 100 тысяч рублей.
— Он очень тонкий. Сделан в единственном экземпляре, как и все наши платки, — говорит художница. — Точно такой же создать уже просто не получится: рисунок зависит от того, какая краска получится, как она растекается. Мы пока не выставляли его на продажу.
Все работы мастериц — на «дагестанскую тему».
— Меня недавно спросили, кто мой любимый художник, кто меня вдохновляет, — говорит Лейла. — Я столько думала, думала, а в голове все равно дагестанское искусство. Вот что меня вдохновляет. Когда в музей зайду — хочется скорее к своим платкам.
Одна мастерица работает над одним платком. Над сложными трудятся вместе. В среднем на один платок уходит больше месяца — даже если работать каждый день.
Первый этап — разработка эскиза.
— Затем нужно правильно натянуть ткань на раму — это тоже отдельный вид мастерства, — рассказывает Лейла. — Затем уже наносим рисунок на ткань и обводим специальным «резервом», контуром. Это самый сложный этап, потому что он может потечь. А потом уже заливается краска.
Когда краска высохнет, платок надо «запарить» — подержать на паровой бане три или четыре часа, чтобы закрепилась краска. Теперь платок остается только подшить.
Свои фирменные платки девушки создают из натуральных тканей — шелка и шифона. Краски для них — специальные, тоже натуральные.
— Если мы будем применять акриловый краситель, то платки уже не будут, возможно, настолько приятными наощупь, — объясняет Лейла.
Если платок испортился при обработке, его обязательно «спасут». Нам показывают один из таких экземпляров — растянутый на рамке, с поврежденной тканью.
— Стилизуем, покрасим, будет даже лучше, чем предполагалось изначально. Процесс изготовления непредсказуемый, конечно, но исправить огрех можно всегда. Можем и вышивку добавить, если подходит.
Упаковывают платки в именные шкатулки в виде сундука, их вручную вырезает одна из мастериц студии, она же — автор идеи.
— У нас все ручная работа — от платка до упаковки, — поясняет Лейла.
Работают девушки и на заказ — расписывают платки клиентов. Роспись на готовом платке будет стоить от 5 тысяч рублей, в зависимости от сложности рисунка. На шелковом авторском — выше.
Покупателей девушки находят в Instagram — вернее, они находятся сами. А в будущем Лейла планирует открыть в Махачкале магазин.
Многие покупательницы — дагестанки, живущие за пределами республики. Большая часть заказов отправляется почтовыми компаниями. Часто платки приобретают на подарок.
Лейла показывает очередной платок — на нем будет уникальное по архитектуре село Чох. Чтобы ближе познакомиться со знаменитым аулом, девушки отправились туда на некоторое время делать эскизы. Теперь увиденное и зарисованное они переносят на платок.
— Дагестанская тематика — это наша визитная карточка. Некоторые узоры мы переносим с ковров, используем традиционные мотивы, но на платке можно изобразить все что угодно, границ нет — хоть портреты и пейзажи. Я вот хочу сделать платок со всеми узнаваемыми местами Махачкалы, его поймут только те, кто живет здесь, — говорит Лейла.
Чтобы желающие могли и сами украшать свои платки, шопперы или футболки, девушки планируют проводить в студии мастер-классы. Однажды такой уже провели для туристов, вероятно, скоро мастер-классы войдут в программу одного из туров по республике.
— Возможно, и выставку сделаем, — делится планами Лейла. — Но главное, чего мне хочется, — это чтобы наши платки стали таким традиционным подарком невесте. В Дагестане ведь принято приносить невесте золото и другие подарки к свадьбе.