Мое дело
«Чем длиннее кинжал, тем рассудительнее его хозяин»
3 февраля, 2021
4778
…И другие афоризмы от колоритного кузнеца Бибо Азиева из Владикавказа

Кузнец Тамерлан Азиев — для всех привычнее просто Бибо — рассказывает увлекательные истории, усыпанные шутками и философскими изречениями. Внешне грозный и суровый, похожий на великана из нартского эпоса, Бибо в процессе общения смягчается, словно металл, который плавится по воле кузнеца.

В его кузнице во Владикавказе — молот, горн, наковальня. Вначале мастер не брал за свою работу деньги, но люди начали платить сами, сколько считали нужным. О кузнеце пошла слава — и теперь за изделиями из металла к Бибо приезжают не только со всей Осетии, но и со всей России и из ближнего зарубежья.

О мужских соревнованиях

— У мужиков между собой всегда бывают микросоревнования: «Посмотри, какой у меня кинжал».

Считается, что кинжал без крови возвращать в ножны нельзя. И я понял, что чем длиннее кинжал, тем его хозяин бывает рассудительнее. Прежде, чем он достанет его из ножен, то успеет подумать: «А надо ли это? Сейчас я его достану и стану кровником». А чем короче кинжал, тем меньше шансов одуматься.

О настойчивости

— Как-то пришел ко мне бедно одетый мужичок и попросил сделать нож, а я про себя подумал: «Не возьму с него денег». А мужик сразу говорит: «Я заплачу». Я ему в ответ: «Не надо», а он как заведенный: «Заплачу, заплачу», чем меня озлобил. Я спрашиваю его: «Сколько заплатишь?» Он говорит: «15 рублей». Я уточняю: «1 500 или 15 000»? И тут он достает монеты в 10 и 5 рублей. Тогда я встал, взял ржавый гвоздь, стукнул по нему два раза, обмотал изолентой и отдал ему.

О случайностях

— Если во сне придет идея, могу в три часа ночи встать и поехать в кузницу.

А как-то приходит парняга, я ему сделал ножик, и говорит: «Хочу, чтобы сзади была пила». Как у Рэмбо (смеется). Я беру красный фломастер и на ноже рисую зазубрины. Вот так? Нет, не нравится. «Давай просто затемним его», — говорит. И я, не стирая фломастер, опустил нож в азотку (азотная кислота. — Ред.), через пять минут достаю, обтираю, и мы видим, что рисунок остался. Парень говорит: «О, как красиво». Случай. Все в жизни бывает по воле случая: огонь добыли случайно, жареное мясо случайно поели…

О двух страстях

— Нет, я стал кузнецом не случайно. Правда, только недавно узнал, что кузнец чуть ли не в пятом поколении. У меня уникальные предки: Микела Джиоев (известный в Осетии силач. — Ред.) был братом моего деда. В детстве, когда я еще не умел ходить, взял в руки пирог и нож (речь идет о празднике кахцганан, когда перед ребенком раскладывают предметы, символизирующие разные занятия. Малыш должен вытянуть один из них — так определяют его будущую профессию. — Ред.). Так и вышло: и кушать люблю, и ножи делаю (смеется).

О поддающемся металле

— С самого детства, когда я видел в руках у своего дяди нож, меня бросало в дрожь. А когда мне было лет семь, я нашел какую-то железку, кажется гвоздь-двухсотку, взял молоток с плоскогубцами и пошел в свое убежище, где меня не могли найти — на поляну, заросшую лопухами. Разжег костер рядом с камнем — тогда уже соображал, что если разогреть металл, то он будет мягким. У меня ничего из этого гвоздя не получалось, но я уже вошел в раж. И тут подходит моя бабуля, она по звуку определила, где я, и говорит: «Воздуха надо туда больше». Я почувствовал в ней родную душу. Спрашиваю: «А что делать?» Она говорит: «Фен возьми». Дело у меня пошло, металл стал как пластилин, и все… Как только форма начала мне поддаваться, я заболел этим.

Ножик вышел у меня кривой и неказистый, но мне нравился: я же сам его сделал. Круче меня в селе никого не было.

О спонтанности

— Я не делаю эскизы и больше всего не люблю, когда человек приносит фотографию и говорит: «Я хочу вот такой нож».

Все происходит спонтанно: когда металл начинаешь бить, он себя показывает, и в этот момент я уже понимаю, что хочу сделать. Я компоную разные металлы, получается и красивый дамаск, и булат. В десять лет я уже пробовал смешивать, делал что-то похожее на русский нож. Тогда я еще не знал сварку, приходил к сварщикам, и они приваривали металл по шву, а я его потом отбивал. Закаливал тоже методом тыка. Все узнавал через опыт и нигде не учился этому профессионально. Национальное оружие изучал по книгам по истории, но никогда не делал копии.

Копии своих работ тоже не делаю: не люблю повторяться.

О выверенной форме

— Как-то меня попросили сделать для ансамбля тридцать бутафорских кинжалов, но я отказался. Кинжал должен быть сделан по всем канонам. Веками наши предки делали кинжалы, почему я должен что-то менять в этой традиции, подменяя ее копиями?

У кинжала веками выверенная форма, как вы думаете, почему она стала такой? Дерево порубит, защитит от врага, консервы откроет, хлеб и мясо порежет. Без лишнего бахвальства могу сказать, что сделал нож одному мужчине, и недавно он рассказал, что за семь лет еще ни разу не точил его.

О драках

— Мне важно, для чего у меня заказывают нож или кинжал. Если вижу, что оружие для того, чтобы драться, то отказываю. Основные мои клиенты — это охотники, мясники, те, кто использует ножи просто дома. Есть и коллекционеры — один собрал уже целую комнату с моими работами.

В моей личной коллекции сейчас только один маленький кинжал. Хожу с ним в лес, использую по хозяйству.

О пропорциях

— Недавно приходила женщина с просьбой сделать кинжал в подарок человеку, который помог вылечить ее ребенка — дал очень большую сумму денег. Я подумал и отказался, потому что вряд ли смог быть удивить этого миллионера, который, если захочет, купит все, что угодно, а мой кинжал закинет в угол и забудет. Посоветовал ей обратиться к очень хорошим мастерам по металлу — Алборовым. Сегодня редко кто умеет делать, как они.

А однажды пришел такой солидный, рослый мужик и говорит: «Сделай мне кинжал». Я уже представил себе кинжал под стать ему и говорю: «Покажи свою руку». Он говорит: «Зачем?» Я объясняю, что сделаю по его руке, чтобы было удобно держать. А он говорит, что это для его друга, и по описанию это был совсем не высокий человек. Кому чего не хватает, маленькому обязательно нужен большой кинжал (смеется).

Об известности

— Я себя до сих пор не считаю каким-то великим мастером. Так, умею что-то. Есть мастера намного лучше меня: Хамзат Бачиев родом из Карачаево-Черкесии, я его лично не знаю, но хочу как-нибудь поехать к нему, чтобы просто пожать руку. Еще Леонид Архангельский из Москвы. Мне до них как до Китая.

Как-то на телевидении вышел сюжет с моим участием, и журналистка сообщила, что я занимаюсь кузнечным делом с пяти лет, являюсь лучшим из лучших и известен на всю страну.

Знать-то меня знают, но я не люблю таких громких слов, мне больше нравится, когда человек использует в работе мой металл и говорит: «О, хороший нож!»

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Служить Родине, идти к цели, праздновать Новый год
Глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло — о своем пути и взглядах на жизнь
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Полная версия