Мое дело
Читай под ударные
26 января, 2022
487
Как стоматолог, бариста и сотрудник образовательного центра из Нальчика продвигают независимых музыкантов на российской сцене

Основатели лейбла «ЖЭСТ» из Нальчика начинали с поиска и издания нетривиальной музыки Северного Кавказа, а теперь продвигают собственные проекты на российской сцене. При этом творчество ребят и издательская деятельность сосуществуют параллельно с основной профессией: за лейблом стоят стоматолог, бариста и сотрудник образовательного центра. О музыке, бизнесе и подопечных рассказал один из создателей лейбла — врач Амар Абазов.

Барабанщик-самоучка

— Музыкального образования у меня нет. Я барабанщик-самоучка. Когда мне было лет 12, начал сочинять простые композиции в стиле, приближенном к биг-бит и брейк-бит, записывать на кассеты и раздавать одноклассникам. В 2004 году, когда учился на первом курсе, собрал рэп-группу «The Жэст». Она объединяла ребят из разных рэп-коллективов Нальчика, на себя взял роль битмейкера. В то время рэп был аутсайдерской музыкой, было проблематично донести ее до слушателя. Мы собрались в одну коалицию и начали организовывать концерты и фестивали: андеграунд всегда найдет выход.

«The Жэст» просуществовала два года, но мы успели завершить работу над альбомом в 2006-м. Его я и выпустил в апреле 21-го на всех цифровых площадках, после чего пришла идея создать лейбл. Сооснователей в нем трое: я, моя супруга Ирина (она вокалистка, работает в центре выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки) и Рустам Хапов, гитарист и по совместительству бариста. Много лет мы c Рустамом выступали вместе в группе «Awake For Life» - первой дэткор-группе на Кавказе, катались по всем фестивалям юга России и были саппорт-командой на концертах именитых артистов этого жанра. В 20-м после года работы над новым материалом решили заморозить проект: поняли, что для этих идей нужно подготовить почву, и ушли в работу над лейблом.

У нас есть репетиционная база, где можно делать студийные записи, в том числе молодых музыкантов. К сожалению, многие из них зацикливаются на том, что видят в мейнстримовых подборках на цифровых музыкальных площадках, но в гонке за трендами ребята теряют индивидуальность. Мы стараемся выявить трудолюбивых, делимся опытом и рассказываем об альтернативных вариантах развития творческого потенциала.

Эксперименты и дух времени

 — «Кейкиперз» — рэп-проект лейбла, который родился именно так. Темиркан Карамурзов просто пришел к нам записать свои треки. Прослушав его материал, я понял, что у него необычное, совсем нестандартное для южного рэпа звучание. Аудиозапись получалась обыденной, но я был восхищен его трудолюбием и предложил: «Давай-ка, я сяду за барабаны, а ты читай под ударные». К нам присоединился еще один музыкант — Камбулат Карамурзов, который сочинял инструментальные подложки и сводил записанный материал, выступая в роли звукорежиссера. Эксперименты продолжались и дальше. Камбулат сел за ударные, а я — за перкуссионную установку и на бэк-вокал. Проект получился достаточно интересным, он хорошо звучит и на рэп-, и на нойз-сцене — мы выступили с ним во Владикавказе и Нальчике.

Skogur — соло-проект Рустама Хапова. Это выражение мыслей и чувств посредством мрачных риффов и динамических контрастов. Осенью 2021 года Рустам удачно выступил на Moscow Music Week в шоукейсе «Рихтерфеста» — фестивале джазовой импровизационной музыки.

В третьем проекте, который намерены продвигать, но которому пока не дали названия, занят состав сооснователей лейбла. Играем что-то между инди-роком и блэк-гейзом. Еще есть четвертый проект в стиле дроун/сладж-металл, на который нас подвиг хороший друг — он живет в Москве и прилетает на репетиции. Все эти проекты объединены общей идеей, перекликаются друг с другом. Можно сказать, это один музыкальный фильм.

Недавно к лейблу присоединились нальчанки Лена Милосердова и Дина Кан, а также проект «Ма Гак Па» из Хабаровска. Кроме того, «ЖЭСТ» собирает, коллекционирует музыку. Мы связываемся со всеми, кто когда-либо что-то делал в Нальчике и на юге России, но не издавался. Просто выпускаем материал, но не перезаписываем его: нам важно сохранить дух времени, в котором творили музыканты.

Площадка для андерграунда

— Гордимся тем, что в сентябре 21-го нам удалось запустить проект «ЖЭСТ event», в рамках которого мы приглашаем музыкантов в Нальчик. Сотрудничество с Денисом Алексеевым, одним из организаторов музыкальных туров, помогло привлечь артистов нойз-сцены: команды «Союз Озверелых» из Омска, Rape Tape из Хабаровска и Irhagar из Улан-Удэ.

«ЖЭСТ» многих собирает вокруг себя, в том числе другие лейблы. Мы объединились с TRILLA Records, одним из самых ярких пятен в истории южного рэпа 10-х годов. Лейбл представляют такие артисты, как «СКВО», Narayan Fam, «Эксцесс Исполнителя», «Бетик СКВО», «Шарлатаника». Группа mogoop, — свежая кровь лейбла, которая не дает забыть об особенном, «трушном», южном рэпе. Также к нам присоединились москвичи «КУ-КУ records», в 22-м планируем издавать и их релизы.

Мы ведем переговоры с двумя лейблами из Владикавказа и одним из Махачкалы: есть идея создать централизованную площадку для андерграунд-исполнителей Северного Кавказа, продвигать ее и тем самым развивать музыкальный вкус слушателей. Для выступлений на крупных площадках за пределами региона нужны связи с медиа-пространством: музыкантами, журналистами, организаторами, поэтому приглашаем к нам букинг-агенства и группы из других городов.

Потребность в живой публике

— Сама по себе цифровая дистрибуция ничего не меняет: чтобы просто выложить треки на стриминги, лейбл не нужен. Да, мы есть в Spotify и Apple Store, но это не панацея. Нужны настоящие эмоции, живая публика и рекомендации профессионалов.

Мы находимся на старте и, как и многие лейблы, часто ставим своих музыкантов в не комфортную среду. Проект Skogur, например, совсем не относится к экспериментальной музыке. Однако он оказался на фри-джазовой сцене, потому что просто появилась такая возможность. Выступать не на своей сцене по-своему классно — это позволяет получить новый опыт, закаляет.

Хотя базируемся в СКФО, не позиционируем себя как представителей кавказской творческой общности. Есть те, кто десятилетиями трудится в этом направлении и создает бесценные работы. Мы пытаемся расширить рамки и показать, насколько многогранен и уникален Кавказ. Репетируем каждый день и в следующем году планируем заявить о себе на крупных фестивалях России.

Работа в лейбле для нас очень важна и ценна, мы не рассматриваем ее ни как хобби, ни как бизнес. Нам интересно заниматься творчеством: создавать и узнавать что-то новое, делиться этим с окружающими. Хотим, чтобы общество научилось видеть и ценить настоящее искусство и кропотливый труд музыкантов. Делаем все, что в наших силах, а что из этого выйдет, покажет время.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Когда точность становится вдохновением: путь врача, который выбрал краски вместо бор-машины
Более десяти лет стоматолог из Нальчика Залим Унакафов лечил людей, а теперь создает картины. Узнали, чем медицина похожа на творчество и как художественная свобода сочетается с врачебной точностью
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия