Преемственность поколений
Фото: © Магомед Кумыков/ТАСС
— Мастерство валяния кийизов в балкарских семьях передавалось из поколения в поколение. Меня научила моя свекровь Фердаус Джаппуева.
Кийиз играл огромную роль в жизни балкарцев: им утепляли и украшали жилище, использовали в обрядах. Ручные ковры были частью приданого невесты, и чем больше сторона девушки привозила в дом жениха ковров, тем зажиточнее считалась семья. По ним оценивали и уровень мастерства девушки.
Войлочные изделия были не просто одеждой и обувью горца: бурка не только согревала холодными вечерами и укрывала от летнего зноя, но и была защитником. Войлок, который обваляли по всем правилам, невозможно проткнуть ножом, а еще он не пропускает воду. Мы проводили испытания на наших кийизах: вода с них просто стекает, не впитываясь. Но, мне кажется, кийиз имел не только практичное значение: женщины пытались с его помощью создать уют, тепло, навести красоту в доме.
Обработка шерсти играла важную роль в жизни балкарцев. Умение вязать, делать войлок и шить помогало им выживать в годы депортации. Даже в Средней Азии многие женщины продолжали заниматься валянием кийизов и заимствовали новые орнаменты.
В трудные постперестроечные годы продажа вязаных изделий была основным источником дохода для многих семей. Еще 20−25 лет назад все девочки умели вязать, порой даже с закрытыми глазами. Даже сегодня, если я не свяжу хотя бы один носок, мне кажется, что я потеряла целый день, — настолько глубоко эта традиция укоренилась в нашей жизни.
Самый сложный
— Существует несколько разновидностей кийизов: ала кийиз, жыйгъыч кийиз и бичген кийиз. Я люблю все, но ала кийиз, по-моему, самый сложный. Сперва на циновке или плотной ткани собирается основа. Предварительно промытая, очищенная от колючек и хорошо прочесанная шерсть выкладывается в несколько слоев.
Необходимо сразу выложить всю композицию ковра, как мозаику. Ромбики, квадраты, по форме напоминающие лакумы, и треугольники, похожие на амулеты (в детстве такие были почти у каждого балкарского ребенка), — традиционный узор на ала кийизах. Вся композиция сворачивается в рулон, пропитывается горячим раствором хозяйственного мыла, а затем рулон катают руками. Узор на ала кийизе получается двухсторонний. В старину их клали на пол или вешали на стены.
Жыйгъыч кийиз — это аппликация. На войлочную основу нашиваются узоры. Традиционно ряд крупных орнаментов располагали горизонтально относительно оси ковра. Узор предварительно вырезался из более тонкого войлока, а потом нашивался на основу. Особенность этого ковра — в вытянутой форме. Нижняя украшалась бахромой. Этим тонким кийизом прикрывали посудные полки.
Бичген кийиз — это мозаичный ковер. Фигурки вырезаются из войлока разных цветов и сшиваются между собой в композицию. Для обрамления используется тесьма. По моим ощущениям, этот вид ковров более современный, а самый древний, скорее всего, — ала кийиз.
Современные краски
— Валяние кийиза занимает много времени, отнимает силы. Например, два больших ковра мы делали почти 6 месяцев. Поэтому работают сразу несколько женщин вместе. На один кийиз в среднем уходит до 10 килограммов шерсти.
Шерсть — это мягкий и податливый материал, из которого можно создать что угодно. Для кийиза подходит не любая. Если для вязания платков нужен длинный пух, то для ручных ковров используется короткий. Овец стригут два раза в год: после зимовки, примерно в мае, и в октябре. Именно осеннюю шерсть использовали наши бабушки, она более клейкая, связывается быстрее.
Фото: © Магомед Кумыков/ТАСС
Раньше кийизы делали из шерсти естественных цветов: белого, черного и серого. Окрашивали шерсть и ткани в разные цвета натуральными красителями. Например, плоды алычи давали бледно-зеленый оттенок. Однажды я решила попробовать способ наших бабушек и весь день выкапывала корень барбариса. Его хватило только на килограмм шерсти, а цвет получился не очень насыщенным. В общем, это трудоемкий процесс, поэтому сейчас чаще применяем современные красители. Но иногда использую шелуху ореха, чтобы получить приятный бежевый оттенок.
Будущий музей
— Народные промыслы — это важная часть нашего наследия. Они связывают нас с предками, передают историю и национальный дух народа. Я мечтаю создать музей войлока. Люди должны видеть и ценить красоту балкарского кийиза. Именно с этой целью был основан Центр национальных ремесел и промыслов, ему уже более 20 лет. Мы, несколько женщин-единомышленниц, возрождаем древнее ремесло.
Однако наш центр небольшой — всего одна комната. Очень хочется выставочный зал с подходящими условиями для хранения. Сейчас ковры лежат свернутые в рулоны друг на друге.
Наша миссия — сохранить уникальное ремесло. Хотелось бы, чтобы подобные центры появились и в других селах. Эльбрусский район популярен среди туристов, и к нам приезжают люди со всей страны. Такой музей не только расскажет гостям об уникальных народах республики, но и поможет сохранить и возродить кийиз.