Мое дело
Гостеприимство на рабочем месте, или Как влюбить в Дагестан
13 марта, 2024
Как догнать Турцию и чего на самом деле хотят туристы — рассказывает отельер из Махачкалы

«Потрясающий», «стильный», «волшебный», «самый крутой» — это все отзывы про хостел «Пандур», недавно открывшийся в центре Махачкалы. Названный в честь народного музыкального инструмента, он не просто дает гостям ночлег — он еще и развлекает их и знакомит с дагестанской культурой. Поговорили с Александром Демченко, директором по развитию гостиничной сети «Пандур», о том, будет ли развиваться туризм в Дагестане и так ли прекрасно кавказское гостеприимство, как мы привыкли думать.

Закрыть туриста

— Я с детства в туризме. Мой отец работал в туристической сфере, и он брал меня с собой в поездки, в походы с рюкзаком, в разные города, где организовывал ярмарки, выставки. Потом я получил профессиональное образование сразу по двум направлениям — гостиничному бизнесу и организации туров. Меня взяли в молодую компанию, где я занимаюсь запуском новых проектов, начиная от поиска строительной площадки, работы дизайнеров и до операционного управления объектом в течение полугода после его запуска.

«Пандур» — наш пилотный проект. На его основе мы делаем выводы о том, что необходимо будет учесть в наших следующих проектах. К лету планируем в горах, в Гергебильском районе, открыть еще один хостел и гостиницу, а потом — еще шесть объектов, включая мини-отель в Дербенте и гостиницу в Хасавюрте.

В будущем мы хотим принять для себя модель уже известных компаний, по типу Pegas Touristik и Azimut, когда туроператор закрывает туриста в своей внутренней сети, то есть предоставляет все услуги — от трансфера и проживания до экскурсионного обслуживания с обедом. Это позволяет контролировать качество сервиса, в итоге турист получает хороший уровень отдыха, а компания — повышенный доход.

Дом культуры и отдыха

— Мы строим мини-отели в уже полюбившемся нашим клиентам стиле — сочетание этники и лофта. Хотим, чтобы гость, приезжая в наш хостел или в гостиницу, прежде всего видел что-то знакомое для себя. Туристы в большинстве своем привыкли к минимализму. Мы это приправляем местным колоритом и предлагаем домашнюю атмосферу. Экспериментируем с форматами развлечений. Устраиваем мастер-классы по психологии или по приготовлению хинкала, например. Приглашаем городской киноклуб. Это и аттракция для гостей, и хорошая площадка для ребят — любителей кино. Планируем музыкальные мини-квартирники. То есть стараемся, чтобы наши гости запомнили, что мы классные и что в Дагестане не все так плохо с культурной жизнью. И еще хотим, чтобы туристы поняли, что жить в хостеле — не просто экономно, это интересно. Это для тех, кто хочет познакомиться с чем-то новым и найти новых друзей.

Кто в хостеле живет?

— Портрет обитателя хостела? Я бы выделил четыре категории. Первый тип — деловые командировочные, в пиджаках и с портфелями. В основном останавливаются на ночь. «Рюкзачники», как мы их называем, — молодые ребята в кроссовках, которые сразу же отправляются в горы. Затем иностранцы, как правило, студенты из Азербайджана, Ирана. Четвертая категория — это группы: школьники, приехавшие на экскурсию, мамочки из йога-туров и прочие.

Хостел для малоимущих — это заблуждение. Вот наш «Пандур» довольно дорогой. В Махачкале есть гораздо дешевле. Но конкурентом для себя мы считаем только один — это «Чердак». Наше преимущество — динамичное ценообразование, когда мы начинали полгода назад, мы были первыми, кто его ввел.

Психология гостеприимства

— Мы учим наших сотрудников создавать атмосферу дружелюбия и эмоционального комфорта. Хотим скрестить качественный отельный бизнес и гостеприимство, которым хвалятся в Дагестане, но которого на деле часто не бывает.

Дело в том, что у нас все еще не научились разграничивать гостеприимство свое личное и корпоративное, коммерческое. Сотрудники дагестанских отелей думают, что если проявить свое семейное гостеприимство на рабочем месте, то все будет классно. Более того, многие считают, что, выполняя свои прямые служебные обязанности и получая за это зарплату, они оказывают кавказское гостеприимство. Гости начинают чувствовать себя чем-то обязанными персоналу, платя свои же деньги.

Еще один момент: на Кавказе не очень хорошо умеют принимать критику и претензии туристов к сервису. Это воспринимается «близко к сердцу», вместо того чтобы стать поводом задуматься об улучшении собственной работы. Вот в Турции от этого всего отучились. И нам нужно профессиональное образование, чтобы обучать психологии и экономике отношений с клиентами. В Дагестане все еще не считается престижным идти в сферу туризма. Работает филиал Российского государственного университета туризма и сервиса, есть факультеты в других вузах, но квалифицированных специалистов не хватает.

К полету готов?

— Сейчас Дагестаном заинтересовались крупные гостиничные сети. Есть госпроекты в Каякентском и Дербентском районах. Там планируется строить огромные отели. Кто будет в них работать? Если дагестанцы не изменят свое отношение к гостиничному бизнесу, то просто останутся на подработках — горничными и уборщицами. И это было бы ужасно, потому что для туриста теряется колорит. За стойкой на приеме должен стоять местный житель, который может рассказать гостю много интересного о жизни в Дагестане. Дагестан не может конкурировать с Турцией, к примеру, если речь идет о пляжном отдыхе с комфортом. Еще у нас трудно добыть информацию. Попробуйте дозвониться до справочной автостанции. Или ждать автобуса, не зная, прибудет он или нет.

Но, думаю, все изменится под клиентов. Искренне верю в лучшее и жду, что туризм здесь расцветет, в селах перестанут строить высоченные заборы, станет чище и богаче, молодежь перестанет уезжать в Москву в поисках работы. Хотелось бы влюбить больше людей в Дагестан, чтобы туристы возвращались сюда снова. И чтобы Дагестан не медленно карабкался вверх, а взлетел ракетой. Такую возможность ему дает туризм. Сейчас мы теряем людей и деньги, а люди и деньги — это то, из чего состоит современный мир.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия