Интернет-магазин кавказских сувениров появился в Москве десять лет назад, но успешным бизнес-проектом стал далеко не сразу. Теперь его создатель Теймураз Гобозов принимает заказы из США и Австралии и знает о современных кавказских промыслах не меньше этнографов.
— В 2006 году мы с моим другом Казбеком Елекоевым решили открыть интернет-магазин с осетинской тематикой. Назвали его по-осетински «Дукани», что значит «магазин» (dukani.ru). Интернет, понятно, тогда не был так распространен, но продвинутые пользователи появлялись. Мы продавали работы мастеров из Осетии, диски с фильмами на осетинском языке, книги. Но бизнес не шел, аудитории было немного. Магазин остался, время от времени поступали заказы, но он работал не как бизнес, а скорее, для души. Казбек потерял к нему интерес. Носить тяжело, а бросить жалко. Я в это время как раз устроился на госслужбу, и времени на хобби не оставалось.
Потом, в 2011 году, я запустил еще один онлайн-магазин — уже на профессиональном уровне: не так, чтобы к зарплате пять-десять процентов сверху, а чтобы он стал основным источником дохода. Тогда я и повернулся лицом к своему детищу dukani.ru. К сожалению, людей, которым нравятся работы мастеров из Осетии, сравнительно мало, и опыт с первым магазином это показал. Поэтому я решил: надо охватывать весь Кавказ. Новый проект я назвал «Кавказ-Этно» (www.kavkaz-etno.ru). Именем специально хотел подчеркнуть — магазин кавказский, этнический.
— Вам, наверное, с десятками ремесленников познакомиться пришлось?
— Ездил, знакомился. Владикавказ, Нальчик, Грозный, Хасавюрт, Кизляр, Махачкала, Манас, Кубачи… Все эти места я объездил не по одному разу. Знаете, когда человек целеустремлен, ему жизнь помогает. Ехал я как-то по Северной Осетии на автобусе, девушка рядом сидит, говорит: «Мой дядя — мастер». С тех пор и с ним работаем.
В общем, встречался, договаривался, вез в Москву изделия, продавал. Так прошли четыре года. Но, думаю, мне еще предстоит открыть для себя и покупателей многих мастеров. Сейчас они уже сами звонят, рекомендуют меня друг другу.
Еще на старте мы поучаствовали в конкурсе кавказских интернет-проектов, получили премию «Прометей» как лучший корпоративный сайт Северного Кавказа. Тогда это было красивое начинание, со временем мы обросли и товарами, и узнаваемостью за пределами региона.
На Кавказе ведь города небольшие, человек знает нужные места и понимает, где купить ту или иную вещь. Казалось бы, живя в Грозном или в Нальчике, вы не полезете в московский интернет-магазин. Но мы отправляли свои товары и в республики. Кубачинские изделия продавали во Владикавказ. В маленьких селах или аулах проще сходить на почту, чем ехать в город. Вы не представляете, какой был бум, когда в Дагестане ко Дню республики чиновников решили переодеть в парадные черкески! К нам заказы шли из Махачкалы. Местные мастера просто не успевали шить.
— А другие необычные заказы помните?
— В Нью-Йорк как-то отправляли посылку, заказчик потом фото прислал в нашей бурке и папахе на фоне статуи Свободы. Черкесская пара в Австралии собралась свадьбу играть и купила у нас черкеску и кабардинское национальное платье. У них сын недавно родился, теперь ему черкеску шьем.
Австрия, Бельгия, Германия, Франция — везде живут выходцы с Кавказа. Это не говоря уже о ближнем зарубежье — Украина, Казахстан. И вся Россия, естественно, тоже. Так что география у нас получилась обширная.
Еще из необычного вспомнил. Театр «Новая опера» у нас бурки закупал, а в МХТ имени
— Как вы наладили логистику? Мастера выполняют заказ и отправляют вам?
— Смотря какой заказ. Готовые изделия покупаются сразу. Если нам присылают мерки на платье или, скажем, на черкеску, то готовой одежды под них нет. Мерки мы передаем нашим проверенным мастерам, они шьют, отдают работу.
— А где находятся проверенные мастера ?
— В республиках, конечно. Есть налаженные связи. Вообще, декоративно-прикладное искусство Кавказа — это и работы по дереву, и керамика, и ювелирные изделия, и пошив национальной одежды.
Я любопытный. Когда, например, к ювелирам езжу, часто прошу их показать мастер-класс. Филигрань, чернение, зернь, гравировка, чеканка — все это я наблюдал, чтобы объяснять клиентам, почему одну вещь труднее делать, а другую — проще.
— А к ковровщицам ездили?
— Пока нет, но много общался со знатоками и сам потихоньку начал разбираться. Правда, за время работы магазина ни одного ковра мы пока еще не продали. Времена непростые, дорогие вещи идут сложнее. Машины и то меньше покупают, а ковер — ценность для человека неочевидная.
Чтобы купить дорогой ковер, нужно его понимать. Вы сразу не различите, что вот этот ковер простой, этот средний, а этот — супер. И когда несведущие люди слышат цену в пятьсот тысяч рублей, она их шокирует. Нужно быть в теме. Это как с картинами. Можно купить отпечаток, а можно — оригинал.
— Есть в магазине такие вещи, которые в Москве не найти нигде, кроме как у вас?
— Например, кубачинское серебро в торговых центрах встречается, а вот адыгскую золотую вышивку, балхарскую керамику или унцукульские вазы придется поискать.
Иногда к нам приходят коллекционеры, знатоки. Просят заказать, например, кинжал по образу того, который они в музее увидели. Или прямо картину из книги приносят. Для них мастер сделает работу, максимально приближенную к историческим образцам. Процесс, правда, может затянуться на три-четыре месяца. Мастера — люди творческие и не всегда со временем дружат. Я к этому привык и на эксклюзивные заказы сразу закладываю большие сроки.
— Офлайновый магазин в Москве давно появился?
— Позже, чем сайт. Магазин у нас не совсем классический. Торговая площадь в Москве ужасно дорогая, до нее нам еще очень далеко. В ней наш этно-бизнес не выживет. Чтобы сэкономить, мы сначала сняли склад. Но красивыми вещами нельзя торговать в некрасивом помещении. И мы арендовали офис.
В первую очередь, «Кавказ-Этно» — все-таки интернет-магазин. Но людям хочется прийти, посмотреть, потрогать вещи. Поэтому мы оборудовали офис витринами. Получился своего рода showroom.
— А конкуренты за четыре года работы успели подрасти?
— Растут. Но мы тоже на месте не стоим. Я их называю не конкурентами, а коллегами, а иногда и последователями, в силу того что «Кавказ-Этно» все-таки первопроходец в этом деле. Идея позитивная, Кавказ — кладезь мастеров, так почему бы не рождаться хорошим проектам?
— Перед Новым годом почувствовали покупательский ажиотаж?
— Обычно декабрь — время самой бойкой торговли, но этот декабрь был почти обычным, мало от ноября отличался. Видимо, все-таки кризис добрался и до нас. Разве что серебряные бокалы для вина и фужеры для шампанского стали спрашивать чаще.
У нас нет специализированных праздничных презентов, а значит, нет и группы товаров, которые стремительно раскупают в канун Нового года. Люди выбирают подарки на свой вкус, смотрят вещи по душе. Мы же не магазин мишуры.
— Каким должен быть настоящий кавказский подарок?
— В моем представлении правильный дар несет в себе тонкие намеки на материальную и духовную культуру Кавказа. Это и сложившиеся исторически формы, воссозданные в изделиях из дерева, керамики, металла, это и орнаменты, и образы. Душевный кавказский подарок — обязательно из тех, что сделаны вручную.
1. Украшения работы кавказских мастеров — от 800 рублей
2. Шали ручной работы — от 4000 рублей
3. Серебряная посуда (чайный, кофейный, столовый наборы). Серебряная ложка — от 1500 рублей
4. Национальное платье — от 15 000 рублей
5. Кукла — от 3900 рублей
1. Подарочное оружие — от 3000 рублей
2. Шашлычный набор — от 5500 рублей
3. Аксессуары из серебра (ручка, визитница, портсигар) — от 7900 рублей
4. Кавказская рубашка или национальный костюм — от 3000 рублей
5. Бурка с папахой — от 2000 рублей
Фото: Александр Вайнштейн