Мастерская Валерия Икоева находится в историческом центре Владикавказа между двумя храмами: Святой равноапостольной Нины и Святого князя Владимира. Идея, как обозначить свою обитель, Валерию пришла случайно.
— Гулял по городу и увидел скворечник с необычной надписью: «Скворцы тоже люди». Я тогда делал подарочные упаковки для бутылок в виде башенок, и меня тут же осенило, почему бы не сделать скворечник в виде башни и не написать «Скворцы тоже горцы».
Первый вскоре появился на углу улиц Церетели и Бутырина, неподалеку от мастерской, второй — прямо на повороте к ней, а третий — чуть дальше, в Комсомольском парке. По словам Валерия, идея сработала, и необычный указатель привлек и горожан, и туристов. Один из гидов даже включил мастерскую в экскурсию по Владикавказу.
Валерий Икоев создает из дерева предметы быта осетин: чаши для пива, черпаки, светильники, подносы для пирогов, тарелки и ложки, трехногий стол фынг и стулья. В мастерской есть и мини-экспозиция — интерьер старинного осетинского дома.
— Главная причина, почему я стал этим заниматься такая: вижу, как мало осталось национальной утвари. Никогда не мечтал создавать музейные экспонаты, для меня важнее делать вещи, которыми будут пользоваться — так через ежедневное общение с утварью история народа будет жить и никогда не забудется. У моих родственников есть тарелка под пироги, которой уже около 60 лет, и ее до сих пор используют.
Валерий Икоев работает с разными породами дерева: грушей, орехом, карагачем, липой, ясенем. Например, гарнитур из стола и трех стульев сделан из сосны — она мягкая и легко поддается при кропотливом вырезании национального орнамента, объясняет мастер.
— Посуду украшали растительным узором, но чаще образами разных зверей. Например, ручки у чаши в виде головы барашка, тура, других рогатых животных. Закрученный рог, символ фарна, — это и счастье, и здоровье, и удача, и богатство. Мебель всегда украшалась орнаментами из солярных знаков. Например, классический осетинский стул. Все наше национальное мировоззрение можно показать и объяснить через один этот стул: когда человек в него садится, словно оказывается в центре всего этого абсолюта — вот наше мировоззрение.