23-летний Саид Ильясов — выпускник юрфака МГУ, полгода как юрист, три месяца как семьянин. Когда учился в махачкалинской школе, увлекался литературой и журналистикой, занимал призовые места на всевозможных конкурсах и олимпиадах. Привычная реакция жюри: «Мы не ожидали от Дагестана такого виртуозного владения языком». После вуза можно было бы и забыть детское увлечение словесностью. Но у Саида 185 тысяч подписчиков личного блога «Твоя грамотность» в Instagram. А теперь еще и книга «Русский язык. Твоя грамотность в твоих руках», вышедшая в издательстве АСТ 5-тысячным тиражом.
— Почему именно грамотность?
— Мне было 16 лет, готовился к ЕГЭ по русскому языку, мы переписывались с друзьями, я объяснял правила, исправлял ошибки. У меня всегда была эта привычка: я постоянно исправлял и родственников, и всех подряд. И очень сильно раздражал этим. В итоге я создал страницу в Instagram. 2013 год, тогда это вообще не было модно, блогеров еще не было. Это сейчас в Instagram сумасшествие. Целая планета отдельная, индустрия. Какие деньги люди делают, просто сидя дома и публикуя свои личные, никому не нужные, бесполезные фотографии.
— А грамотность получается монетизировать?
— Получается, но очень скромно, потому что редко запрашивают рекламу, да и я очень редко соглашаюсь на нее. Предложили, например, обувь какую-то. Зачем мне это публиковать, не моя ведь аудитория. Я прекрасно понимаю, что это «не зайдет» людям. Кроме того, я ведь работаю юристом. Совмещать очень сложно. На каждую публикацию уходит время, нужно вникнуть в тему, подобрать примеры. Любой блог — это то, чему человек посвящает жизнь.
— Вы сдали ЕГЭ в 2013 году, можно было бы и не бороться больше за грамотность?
— Понимаете, грамотные люди как пассивные курильщики. Хочешь не хочешь, а не можешь отмахнуться от активных, если ты слышишь неправильную речь, она заражает тебя. Блог — способ улучшить языковую среду, способ донести до аудитории, что сегодня быть интеллигентным человеком значит не только надеть пиджак и не уронить чашку кофе на соседа. Согласитесь, быть интеллигентным — это еще и уметь грамотно сказать, грамотно написать. Любое первое впечатление «по одежке» можно перечеркнуть одним корявым сообщением.
— Кто сейчас ваша основная аудитория?
— Подавляющее большинство блога, 80 процентов, — женщины 25−40 лет. Сперва круг читателей ограничивался жителями Дагестана. Сейчас моя аудитория — вся Россия, есть подписчики из Германии, Хорватии, других стран. Почему-то много подписчиков из Казахстана. Вначале я вел блог, не отображая в нем своего имени. Потом пошла мода раскрываться, и я указал свои данные. Какие только сообщения не посыпались на меня: «А я вас представлял старушкой — учительницей русского языка», «Как? Нерусский меня русскому учит!»
Если говорить об аудитории книги, на обложке указано «12+», но, например, моя семилетняя сестренка позвонила недавно и сказала, что ее очень удивила статья про «задницу» (это слово в древнерусском языке означает «наследство» и именно в этом значении встречается в сборнике правовых норм «Русская Правда»). Моя книга для тех, кто использует русский язык ежедневно. В ней все просто, красочно, в схемах и картинках, она увлечет как десятилетнего, так и семидесятилетнего человека.
— Как возникла идея книги?
— Я задумывался о книге давно, но, когда мне вдруг в директ написала редактор из АСТ, не поверил и проигнорировал. На следующий день приходит сообщение в WhatsApp. Тоже от нее. В итоге мы договорились и через три дня подписали договор в издательстве. Скоро планируем переиздание: первый тираж уже разошелся по магазинам. В издательстве книг не осталось. В новое издание в качестве примеров хотим включить цитаты из литературных произведений.
— Долго пришлось искать формат для своих статей в блоге?
— Я стараюсь писать максимально просто и ярко: правило, пример, запоминающаяся картинка. В самом начале этот стиль был выбран, чтобы доходчиво и «на позитиве» объяснять правила моим друзьям и родственникам — их тогда и было 25 подписчиков. Сейчас тоже ориентируюсь на то, чтобы было приятно читать. Мой блог чаще открывают после обеда, когда люди хотят спать, но нельзя. В это время обычно ищут легкое чтение.
— Как часто публикуете посты?
— Стараюсь каждый день публиковать в ленту. В сториз с некоторых пор регулярно публикую тесты, чтобы человек проверял себя. Я задаю вопрос — и читателю автоматически виден правильный ответ. Иногда ведем прямые эфиры, включаю видеолекции.
— Как реагируют читатели на ваш способ изложения материала?
— Именно благодаря простоте и краткости изложения материала у меня есть такая мощная «стена» — мои читатели, подписчики. Ведь это очень удобно — пролистать 3−4 слайда по 2−3 предложения и уже «быть в теме». Многие, знаю, сохраняют публикации, пересылают друзьям, публикуют к себе со ссылкой на меня. Очень греет душу, ну как тут не стараться каждый день публиковать новую информацию?
Но, знаете, иногда стремление к простоте подводит. Некоторые начинают докапываться в комментариях под какое-нибудь слово. «Я видел в словаре 1972 года такой вариант, почему у вас другой?», «Так можно же два варианта, почему у вас только один указан?»
— Не пытались сотрудничать с государственными структурами?
— Да, я написал на электронную почту министерства образования Российской Федерации. Они заинтересовались, стали публиковать мои материалы на сайте. Долгое время публиковали. Но потом сотрудница, которая этим занималась, ушла в отпуск, и мы временно прекратили эту практику.
— Как считаете, должно ли меняться обучение русскому языку в школе?
— Должно! Сейчас во всех школах устанавливают интерактивные доски, мультиборды, дорогущие причем. Но какая польза от этой доски, если учитель туда, кроме текста, ничего не выводит? Нужны картинки, нужны схемы, чтобы у человека в голове выстраивалась структура, чтобы все было разложено по полочкам, тогда знания не забудутся.
А еще нужно подключать эмоции — удивите ученика, шокируйте. Допустим, тема урока «Запятая перед „что“». Расскажите, что она ставится не всегда! У всех ведь в голове есть заблуждение по этому вопросу, это будет своего рода «шок-контент» для школьника. А затем нарисуйте таблицу: примеры распишите, когда ставится запятая, когда нет.
Кстати, нас именно так учили в лицее при Дагестанском государственном университете. Каждое серьезное и строгое правило сопровождалось веселыми «запоминалками». Сейчас ученики обычно находят такие подсказки в интернете, а нам их давала учитель русского языка. Это очень помогало. Например, чтобы запомнить, как пишется слово «винегрет», она советовала «греть вино». Ее фирменное «ел ли интеллигент?» тоже закрепилось в памяти. Вот таким должно быть обучение русскому языку.
— Вы согласны с утверждением, что безграмотность наступает? Или она просто стала виднее из-за распространенности соцсетей?
— Не согласен, я искренне верю в то, что она отступает. Сегодня быть грамотным, образованным модно. Большинство стремится к развитию, обратите внимание, как популярны книги, посвященные личностному росту. Знаком с людьми, которые ведут авторские курсы ораторского искусства в Махачкале, например. Они говорят, что очень многие сейчас приезжают из аулов в город, обращаются к ним и проходят курсы по развитию речи, просят избавить от акцента. Думаю, это очень показательно.
— Это радует.
— Конечно… Но у меня просьба. Не могли бы вы показать мне текст интервью до публикации? Уже после корректора…