Ахмат Байсиев является членом Союза журналистов и Союза фотохудожников России, фотоклуба «Свой стиль». Поговорили с ним о секрете хорошего снимка, любимых героях и ностальгии по пленке.
— Мои старшие братья увлекались фотографией, у них было все необходимое оборудование. Я как любопытный ребенок присоединился к ним, с тех пор фотография стала моей жизнью.
Помню свой первый пленочный фотоаппарат: зарядил кассету на 36 кадров, и пока не отснимешь все, непонятно, получилось фото или нет. Это было невероятно увлекательно. В темноте достаешь пленку, накручиваешь на специальный барабан, затем фотобумагу погружаешь в проявитель, и вдруг на ней начинают проступать очертания изображения. Это казалось чудом!
У меня до сих пор есть пленочный фотоаппарат и фотоувеличитель, пленку и бумагу можно найти. Мне бы хотелось повторить весь этот процесс еще раз.
— Однажды друг назвал меня этническим фотографом, и он был прав. Я хочу запечатлеть прошлое и настоящее, сохранить образ и быт балкарского народа. Особенно важно воссоздать аутентичную атмосферу, запечатлеть людей в национальной одежде: рубахи, бешметы, чувяки, сохранить в кадре почти забытый ручной сенокос на отвесных горных склонах.
Портрет — это не просто кадр, а возможность запечатлеть характер человека. Я не студийный фотограф, мне интереснее ловить моменты, когда человек не ждет камеру. В такие мгновения он естественен, не старается выглядеть идеально. Портрет Халимат Геляевой — самый эмоционально сложный для меня. Мне удалось передать ее взгляд, полный глубокого чувства печали.
Герои многих моих снимков — аксакалы. Считается, что кавказцы строгие и редко проявляют эмоции. Но работать со старшими проще: им не нужно притворяться, что-то изображать или казаться лучше. Иногда достаточно просто взглянуть в их глаза. В них вся жизнь.
У каждого фотографа есть любимые герои, к которым он возвращается. Для меня один из них — Хадис Мамаев. Фотографии Хадиса стали призерами нескольких выставок, благодаря им я вступил в Союз фотохудожников России. Или Мухадин хаджи Циканов, чье столетие мы недавно отметили. Фотографию, где он сидит, опустив голову, я сделал во время интервью с крымскими журналистами.
Давно мечтал снять кузнеца Хамзата Бачиева, но долго не решался. Хамзат — фигура национального масштаба. К нему приезжали известные фотографы, и я не мог позволить себе сделать фото хуже. В итоге работа «Потомок Дебета» стала лучшей в номинации «Традиции и ремесла» на Всероссийском фотоконкурсе «Сокровища России» журнала Russian Traveler.
Задумал большой проект — сделать фотографии людей, которые посвятили свою жизнь важным вещам, а не только личным интересам. Например, ученые, мастера, альпинисты, врачи. Их образы должны остаться в истории. А еще большая мечта — запечатлеть полет человека в космос. Почему бы и нет, ведь взлет ракеты тоже кто-то снимает.
— Чтобы поймать идеальный кадр, порой приходится ждать часами, а то и днями. Я не настолько увлечен пейзажной фотографией, чтобы тратить так много времени ради одного снимка. Однажды поехал с друзьями на Эльбрус, чтобы снять красную луну на его фоне. Мы не спали всю ночь, погода была пасмурной, а когда тучи разошлись, луна уже не была красной. Мы сделали много других красивых кадров, но цель не была достигнута. Так часто бывает: погода не всегда подстраивается под наши планы.
Возможно, я избалован красотой природы, в которой мне посчастливилось родиться и жить. Сейчас меня больше привлекают детали, неуловимые моменты: тяжелые рваные тучи или солнечный луч, пробивающийся сквозь облака. Очередным красивым закатом я, несомненно, любуюсь, но за фотоаппаратом не тянусь.
— Выбрать любимую фотографию из множества работ сложно. Первой на ум приходит, пожалуй, самая узнаваемая — «Мужчина, я не танцую». На ней трехлетняя девочка в красивом платье кокетливо стоит в центре кадра, а рядом мужчина, вскинувший руки в кавказском танце. Эта фотография стала победительницей нескольких конкурсов и даже выставлялась в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
На днях пересмотрел работы, представленные на самой первой выставке. С тех пор прошло 12 лет, и теперь я оцениваю их по-другому. Выставка была интересной, хотя в ней не было единой концепции. Но для дебюта это было неплохо.
В Ставропольском крае существует эстонское село, которое постепенно приходит в упадок. Фотографировал местных жителей и их быт, запечатлевая атмосферу и культуру. Мои работы вызвали большой интерес, я объездил с ними почти всю Эстонию.
— Один может создать из куска дерева оригинальную фигурку, а другой — стулья. Так и с фотографией: не каждый, кто держит в руках камеру, — фотограф. Обилие фотоаппаратов убивает ценность фотографии.
Поэтому хочу попросить снимать максимально хорошо и профессионально. Не просто нажимайте на кнопку, сделав губки дудочкой, а цените момент, в котором сейчас находитесь.