Мудрость
«Запоминаются плохиши»: 50 лет педагогического стажа Надежды Гуриевой
3 октября, 2025
Ко Дню учителя заслуженный учитель Северной Осетии и России Надежда Гуриева поделилась своими правилами жизни, накопленными за полвека работы в школе

В династии педагогов, которую начал ее прадед в конце XIX века, более 30 учителей. Несмотря на трудности профессии, бесланскую трагедию, которая забрала у нее двоих старших детей, она продолжает выполнять такую непростую, но важную миссию — быть учителем.

Случайность, определившая судьбу

— Родилась я в Смоленской области. Папа был офицером, мама — учителем начальных классов. Жили мы в постоянных разъездах, в Осетию переехали в 1966 году: сначала в Дигору, потом в Беслан. В бесланскую первую школу я пришла второклассницей. И уже почти 50 лет я работаю здесь учителем истории.

Любовь к истории — заслуга мамы. В детстве она подарила мне книжку «Живые голоса истории», я была ей очень увлечена. Через много лет кто-то из моих учеников взял ее почитать и затер. А недавно один из моих выпускников подарил мне эту книгу. Хорошо помню и урок, после которого я решила, что буду заниматься историей. Я мечтала стать археологом. Но к моменту моего поступления в Северной Осетии эту специальность закрыли, а ехать куда-то не было возможности. Поступила на исторический факультет лишь с третьей попытки. В те времена был очень большой конкурс. Каждый раз не хватало половины балла, нужен был рабочий стаж, и я пошла на мелькомбинат, а через год — в школу вожатой.

Учителем начала работать в 1978-м. Мама тогда была учителем начальных классов там же, и профессия была знакома мне еще с малых лет: все тетради, которые мама приносила на проверку домой, проходили через меня. Школа — это такое место: если ты сразу не ушел, то останешься на долгие годы.

Я училась на вечернем отделении. Уходила из дома в половине восьмого утра, а приходила в половине двенадцатого ночи. А еще надо было готовиться, все успевать. Но мне нравилось: с детьми всегда интересно работать, если работать.

Три страшных дня в бесланской школе и жизнь после

— 1 сентября в нашей семье уже давно не было праздником, а годовщиной смерти моего отца. В тот год в День знаний мои дети, Борик и Верочка, должны были станцевать для малышей в качестве подарка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Беслан. 15 лет спустя
В Северной Осетии вспоминают жертв захвата школы бандой террористов в 2004 году. Фоторепортаж

Утром 1 сентября у Бори поднялась температура. Настроение у всех было неважным. Линейку тогда решили начать на час раньше обычного, чтобы закончить до жары. Как только все собрались и построились, я обернулась посмотреть на свой 11-й класс и в этот же момент услышала внезапный шум, заметила военную машину возле входа. Тогда было ощущение, что это все происходит не здесь и не с нами. Окончательно я поняла весь ужас происходящего, только когда с тремя детьми сидела в спортзале. Верочка говорит: «Ой, завтра съездим в город, погуляем», а Боря ей отвечает: «Дурочка, ты пока отсюда выйди». Он был старше, уже понимал все, а она еще нет. Может, и хорошо, что нет…

Ходить было нельзя, разговаривать тоже. Еды и воды не давали. Первый взрыв был негромким. Он положил всю мою семью. Я даже не успела сказать детям «ложитесь». Когда я очнулась, сразу поняла, что Верочка погибла. Сын стал приходить в себя, а я не могла его поднять, он был крупным мальчиком, девятиклассником. Смогла оттащить его к другим раненым, надеялась, что вынесут с ними. Когда спецназовцы выломали решетку, 12 человек вылезли через окно. Среди них были и мы с младшей дочерью Иришкой.

Год был очень тяжелым. Одни дети не хотели ходить на занятия из-за психологической травмы, другие лечились. К некоторым мы приходили домой. Те дни не забываются. Просто приходится жить с этим. Нам сказали, что мы будем год лечиться, проходить реабилитацию, но на работу все учителя вышли уже в октябре. С неснятыми швами, физическими и моральными ранами.

Улыбки детей — лекарство

— Правду говорят, что учителя помнят своих учеников. И как бы странно это ни звучало, запоминаются больше плохиши. Был у меня ученик: придет на урок, ляжет на парту и начнется: «можно выйти, можно выйти!». Ничего не хотел делать, но всегда ходил с такой широкой улыбкой — было видно, что душа у него добрая. Все его шалости были без злобы. Когда мы сидели в том спортзале, он очень помогал всем, поддерживал. Всегда о нем вспоминаю.

Я никогда не жалела о своем выборе. У меня ни разу не было мысли бросить школу. Вот только сейчас, и то в силу здоровья. Работа в школе — это колоссальный труд, и прежде всего учителя над самим собой. Как только он перестает развиваться, надо уходить.

Прихожу в школу, детки бегут обниматься, даже те, с кем не работаю. Сумки берут, помогают всячески, дарят столько положительных эмоций, такой заряд на весь день. Ну как их можно не любить? А чтобы ученик лучше запомнил и понял даже самый сложный материал, нужно проводить параллель с сегодняшним днем. Если находить эти точки соприкосновения, дети лучше усваивают. Объяснять нужно простыми словами, примеры приводить. Тогда будет какой-то результат.

Любовь лучше любого бронежилета

— Я всегда слежу за судьбами своих учеников. Сейчас около 30 из них находятся на СВО. Мы всегда на связи. У них есть обереги, которые я сама им сделала, — игрушки. Я давно их шью и как-то подарила одному бойцу. Понравилось не только ему, но и всему подразделению. Тогда и пошли заказы.

Сейчас вот 30 моих чебурашек поедут в 155-ю морскую пехоту. Каспийской флотилии отправила волков, это их символ. Внутри вшита молитва и кусочек ладана. В каждую вкладываю свою любовь. За все время отправила уже сотни игрушек. Многие бойцы говорят, что это лучше бронежилета.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Белая нефть» Кавказа. Как трое крепостных опередили прогресс, но остались за бортом истории
Они научились делать из нефти керосин, но не знали ценности бензина, подарили миру новую эпоху, но были забыты
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
120 лет стойкости и любви
Яха Хашагова жила и при царской власти, и в СССР. Сегодня 120-летняя женщина из чеченского села Алхазурово является старейшей жительницей России и мира. Последнее осталось подтвердить документально
Вместо карьеры в Москве — вид на горы
Четыре истории девушек из разных уголков России, которые нашли свой дом на Кавказе. Что заставило их остаться в регионе?
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
«Я просто мама»
История женщины из горного Дагестана, которая воспитала десятерых детей, стала матерью-героиней и единственной опорой для семьи
Полная версия