Производство
«Город обувщиков» в Дагестане. Где находится и почему он стал символом выхода из тени
21 апреля, 2025
Как развивается обувная промышленность в регионе, который уверенно входит в число лидеров по количеству производств в России

Трудная дорога из тени

Стратегический проект «Город обувщиков» реализуется с 2021 года и возник не на голом месте. Десятки цехов, появившихся после перестройки, со временем выросли в крупные фабрики с современным оборудованием и сделали регион одним из лидеров по количеству обувных производств в России.

Дагестанская обувь стала популярной, в том числе благодаря невысокой стоимости. Некоторые предприятия могли позволить себе продавать продукцию дешево, так как работали в глубокой тени, не выплачивая налогов.

Легализовать бизнес пытались многие главы региона, но первая успешная попытка случилась при Владимире Васильеве, который на три года ввел мораторий на внеплановые проверки в отрасли. Как результат, обувщики республики почти в десять раз увеличили свой вклад в бюджет региона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Чем выше горы, тем круче мониторы. Как на Кавказе делают российские компьютеры
Посетили завод в Ессентуках, где производят мониторы, ноутбуки и другую компьютерную технику, и делимся впечатлениями

Еще дальше удалось продвинуться команде Сергея Меликова, которая разработала целую программу господдержки. Когда самые крупные игроки объявили о готовности присоединиться к ней, и возник прорывной проект «Город обувщиков», одобренный правительством РФ.

Участниками стали десять обувных фабрик, большинство из которых работают в Махачкале. Тем не менее, название проекта «Город» условно, поскольку предприятия находятся в разных уголках республики. Например, фабрика ООО "БОФФ" прописана в Буйнакске, а ИП Ефремов И.Н. работает в Избербаше.

«Горожане» получили право на возмещение 50% затрат на оборудование для модернизации производства, льготные займы, гранты на компенсацию процентов по кредитам и другие меры поддержки. В результате вскоре после запуска проекта ежегодный вклад обувщиков в налоговую копилку Дагестана превысил 100 млн рублей.

Кроме того, уже создано 516 рабочих мест, в планах — более 1600. В проект инвестировано 769 млн рублей из 6,9 млрд. За счет этого удалось не только увеличить производство обуви, но и наладить выпуск импортозамещающей продукции — супинаторов и пресс-форм для литья подошв.

Как все работает, можно увидеть на примере фабрики «БОФФ». Предприятие получило от республики 20 млн рублей на льготных условиях для запуска производства подошв и еще 5 млн — на обновление оборудования. Благодаря господдержке было создано 160 рабочих мест, увеличен выпуск подошв в два раза (до 2 млн пар в год), а в целом обуви — до 300 тысяч пар в год.

Всего же «горожане» ежегодно поставляют на российский рынок более 1,5 млн пар обуви. Продукция продается в крупных торговых сетях, а SERG, Maratti, LIKARTI, Ierdi, БОФФ, ДОФ+, Toto rino, Bertoli и BATTAR осваивают маркетплейсы.

Возможные риски

Однако эксперты предупреждают: развитию проекта может помешать поток дешевой китайской обуви, которая заливает российский рынок. Владелец компании «ДОФ+» Фейсал Алишаев, один из первых участников проекта «Город обувщиков», разделяет эти опасения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Возвращение «Кикуни»
В Дагестане интернет-провайдер взялся за… переработку фруктов и вернул к жизни обанкротившийся консервный завод в горном селе Кикуни, знаменитый своим абрикосовым соком

—  Если раньше китайский контрафакт просачивался в страну по чуть-чуть, то сейчас это целая река обуви без маркировки и ощутимо дешевле отечественной. Недавно я попробовал заказать на китайской фабрике кроссовки под своим брендом. Пара обошлась в 1500 рублей — в полтора раза дешевле, чем на нашей фабрике. Конечно, на этом можно заработать, но что будет с моими работниками? Если фабрика простаивает полгода, восстановить производство крайне сложно — ведь команда профессионалов собирается годами. Как потом смотреть людям в глаза?

Кроме того, «ДОФ+» — официальный поставщик Минобороны России, добавляет Фейсал Алишаев. Для участников СВО фабрика изготовила 110 тысяч пар берцев.

Фейсал уверен: ситуацию еще можно исправить — усилить контроль на границе, активнее бороться с контрафактом и снизить налоги для производителей. Похожие меры, по словам Алишаева, уже работают в Узбекистане, где власти предоставили предприятиям пятилетние налоговые каникулы.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
От лаборатории к заводу: как Ставрополье стало пионером российского производства лактулозы
Местный молочный комбинат и ученые СКФУ создали технологию, которая может изменить фармрынок и пищевую индустрию страны
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Вместо карьеры в Москве — вид на горы
Четыре истории девушек из разных уголков России, которые нашли свой дом на Кавказе. Что заставило их остаться в регионе?
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
Полная версия