Производство
«Город обувщиков» в Дагестане. Где находится и почему он стал символом выхода из тени
21 апреля, 2025
Как развивается обувная промышленность в регионе, который уверенно входит в число лидеров по количеству производств в России

Трудная дорога из тени

Стратегический проект «Город обувщиков» реализуется с 2021 года и возник не на голом месте. Десятки цехов, появившихся после перестройки, со временем выросли в крупные фабрики с современным оборудованием и сделали регион одним из лидеров по количеству обувных производств в России.

Дагестанская обувь стала популярной, в том числе благодаря невысокой стоимости. Некоторые предприятия могли позволить себе продавать продукцию дешево, так как работали в глубокой тени, не выплачивая налогов.

Легализовать бизнес пытались многие главы региона, но первая успешная попытка случилась при Владимире Васильеве, который на три года ввел мораторий на внеплановые проверки в отрасли. Как результат, обувщики республики почти в десять раз увеличили свой вклад в бюджет региона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Чем выше горы, тем круче мониторы. Как на Кавказе делают российские компьютеры
Посетили завод в Ессентуках, где производят мониторы, ноутбуки и другую компьютерную технику, и делимся впечатлениями

Еще дальше удалось продвинуться команде Сергея Меликова, которая разработала целую программу господдержки. Когда самые крупные игроки объявили о готовности присоединиться к ней, и возник прорывной проект «Город обувщиков», одобренный правительством РФ.

Участниками стали десять обувных фабрик, большинство из которых работают в Махачкале. Тем не менее, название проекта «Город» условно, поскольку предприятия находятся в разных уголках республики. Например, фабрика ООО "БОФФ" прописана в Буйнакске, а ИП Ефремов И.Н. работает в Избербаше.

«Горожане» получили право на возмещение 50% затрат на оборудование для модернизации производства, льготные займы, гранты на компенсацию процентов по кредитам и другие меры поддержки. В результате вскоре после запуска проекта ежегодный вклад обувщиков в налоговую копилку Дагестана превысил 100 млн рублей.

Кроме того, уже создано 516 рабочих мест, в планах — более 1600. В проект инвестировано 769 млн рублей из 6,9 млрд. За счет этого удалось не только увеличить производство обуви, но и наладить выпуск импортозамещающей продукции — супинаторов и пресс-форм для литья подошв.

Как все работает, можно увидеть на примере фабрики «БОФФ». Предприятие получило от республики 20 млн рублей на льготных условиях для запуска производства подошв и еще 5 млн — на обновление оборудования. Благодаря господдержке было создано 160 рабочих мест, увеличен выпуск подошв в два раза (до 2 млн пар в год), а в целом обуви — до 300 тысяч пар в год.

Всего же «горожане» ежегодно поставляют на российский рынок более 1,5 млн пар обуви. Продукция продается в крупных торговых сетях, а SERG, Maratti, LIKARTI, Ierdi, БОФФ, ДОФ+, Toto rino, Bertoli и BATTAR осваивают маркетплейсы.

Возможные риски

Однако эксперты предупреждают: развитию проекта может помешать поток дешевой китайской обуви, которая заливает российский рынок. Владелец компании «ДОФ+» Фейсал Алишаев, один из первых участников проекта «Город обувщиков», разделяет эти опасения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Возвращение «Кикуни»
В Дагестане интернет-провайдер взялся за… переработку фруктов и вернул к жизни обанкротившийся консервный завод в горном селе Кикуни, знаменитый своим абрикосовым соком

—  Если раньше китайский контрафакт просачивался в страну по чуть-чуть, то сейчас это целая река обуви без маркировки и ощутимо дешевле отечественной. Недавно я попробовал заказать на китайской фабрике кроссовки под своим брендом. Пара обошлась в 1500 рублей — в полтора раза дешевле, чем на нашей фабрике. Конечно, на этом можно заработать, но что будет с моими работниками? Если фабрика простаивает полгода, восстановить производство крайне сложно — ведь команда профессионалов собирается годами. Как потом смотреть людям в глаза?

Кроме того, «ДОФ+» — официальный поставщик Минобороны России, добавляет Фейсал Алишаев. Для участников СВО фабрика изготовила 110 тысяч пар берцев.

Фейсал уверен: ситуацию еще можно исправить — усилить контроль на границе, активнее бороться с контрафактом и снизить налоги для производителей. Похожие меры, по словам Алишаева, уже работают в Узбекистане, где власти предоставили предприятиям пятилетние налоговые каникулы.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Шило-гора: как добраться до священной вершины Дагестана и кому не стоит туда идти
Вместе с опытным альпинистом разбираемся, почему эту гору сравнивают со швейцарским Маттернхорном, какой требуется уровень подготовки для восхождения и когда можно его совершить
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
Из Кули на подиум. Дизайнер из Махачкалы превращает культурный код Дагестана в высокую моду
BOUZMA — это не просто одежда, а переплетение древних узоров и актуальных силуэтов. Каждая коллекция бренда Майи Мамаевой рассказывает историю Дагестана, переосмысленную сквозь эстетику haute couture
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Урожай на миллион
Формула успеха яблочных садов КБР
Полная версия