В 1967 году Приказом Министерства электронной промышленности на окраине Владикавказа был основан металлургический завод «Кристалл». Несколько десятилетий здесь выпускали бескислородную медь для советской оборонной и атомной промышленности, микроэлектроники и приборостроения.
После распада СССР металлургический завод простаивал и существовал только на бумаге. Новый инвестор приобрел «Кристалл» в стадии банкротства. В 2021 году начался процесс восстановления.
— В советское время завод имел собственное конструкторское бюро, еще тогда были разработаны станки и печи. Перед открытием в 2022 году мы их модернизировали, поставили электронные блоки управления, датчики контроля плавки, — говорит член совета директоров Владимир Матюшко.
Производством первичной меди на «Кристалле» не занимаются. Сырье привозят с Урала и из Сибири. Поэтому процесс получения бескислородной меди экологически чистый, говорят на предприятии.
— Мы не загружаем в печи руду. У нас уже готовая медь, но она содержит кислород, — объясняет мастер цеха Заур Хачиров. — Сначала мы просто плавим медь. Когда она становится жидкой, мы закрываем печь. Вакуумные насосы выкачивают весь воздух, рафинируют металл. Так мы получаем сверхчистую бескислородную медь.
«Чистка» происходит при температуре 1100−1200 градусов. Работник сравнивает вакуумную медь с золотом. Есть 585 проба — такой сплав содержит серебро, палладий, цинк, медь, никель. Золото же высшей, 999 пробы, без примесей. Так и с продукцией «Кристалла». Востребована же бескислородная медь в электронной промышленности. Такой металл — хороший проводник электричества.
— Германия и Финляндия — основные производители сверхчистой меди, у них и закупались российские предприятия. Из-за санкций возникли сложности с импортом, и мы смогли воспользоваться ситуацией, — объясняет Владимир Матюшко.
У российской меди сразу несколько преимуществ перед конкурентами. То же качество по меньшей цене, быстрые сроки, а главное — нет необходимости выстраивать параллельный импорт. Поставки не зависят от политической ситуации в мире.
— Европейские санкции помогли нам окрепнуть, получить первые крупные заказы от госкорпорации «Ростех» и концерна «Росэлектроника», которые раньше приобретали медь за границей. Это около 600 предприятий по всей стране, — говорит Владимир Матюшко.
Недавно на заводе расширили ассортимент. Стали выпускать полые проводники из высокочистой бескислородной меди. Это трубки разных форм и размеров с каналом для охлаждающей жидкости внутри. Такие проводники используются во многих отраслях промышленности, без них невозможно производить индукционные нагреватели и большие электромагниты.
— Поле применения продукции очень большое. Это все, что связано с плавкой материалов током: машиностроение, приборостроение, энергетика, атомная промышленность, — объясняет заведующий кафедрой Саратовского государственного технического университета Александр Фомин.
В этом учреждении, а также в других крупнейших НИИ России сейчас тестируют полые проводники из Северной Осетии. Для их производства на «Кристалле» в новом цеху установили две линии. Полые проводники для промышленности делают из медной катанки, проще говоря, из свернутого в бобину прутика. Внутри станка температура около 700 градусов, а нужную форму плавленой меди придает расположенная внутри матрица.
Качество сырья и готовой продукции проверяют в заводской лаборатории. Медные трубки растягивают, рвут, проводят химический анализ и следят, чтобы в металле не содержался кислород и примеси.
— Медь — хороший проводник тока, но с примесями железа она теряет это свойство. Электричество не сможет течь с нужными параметрами, а ведь это не проводка в квартире, а, допустим, устройство на атомной станции. Изделие в нужный момент не сработает. Поэтому контроль за качеством у нас строгий, — объясняет руководитель лаборатории Виталий Савенко.
Завод во Владикавказе может выпускать до 150 тонн полых проводников в месяц. Такого объема достаточно для покрытия потребностей российского рынка. На выпуске первой партии побывал глава Северной Осетии Сергей Меняйло.
— Было время, когда легче и дешевле было закупать то, что производилось в других странах. Потом наши партнеры стали вводить санкции. Мы должны быть технологически независимы. Не должно российское машиностроение, станкостроение, приборостроение зависеть от настроений на западе, — сказал глава республики.
Осетинские металлурги намерены обеспечить чистой медью не только российский рынок. Идут переговоры о поставках таких полых проводников через Турцию в Европу. Покупатели за рубежом уже есть.