Фестиваль современного искусства «Аланика» в этом году посвящен 1100-летию Крещения Алании. Музыкальная программа представлена концертами Государственного академического камерного оркестра под управлением Алексея Уткина и хора филиала Мариинского театра, а также перформансом московской группы «Круглый Бенд». Основой же фестиваля стала «Встреча со священным» — так называется экспозиция, которая развернулась в выставочном зале Национального музея республики и на территории Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина во Владикавказе.
Чем уникален проект, какие художники представлены на двух площадках и почему он будет интересен зрителям вне зависимости от принадлежности к той или иной религии, рассказали кураторы выставки — завотделом Новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова и главный хранитель Фонда Бреуса Алина Федорович.
Автор идеи «Встречи со священным» — известный искусствовед, художник и теоретик искусства Виталий Пацюков, которого, к сожалению, не стало в прошлом году. Ирина Горлова и Алина Федорович помогли реализовать его задумку, сохранив главный посыл. По словам кураторов, «Встреча со священным» посвящена разным религиям и говорит о том, что религиозный путь — это, прежде всего, путь добра и света, и неважно, к какой религии и традиции принадлежит художник.
— Серия работ Владимира Наседкина «Фаворский свет» связана с религией, с духовными поисками света и откровения, — знакомит с экспонатами Ирина Горлова. — С помощью абстрактных средств художник говорит о нетварном сиянии, об озарении, о том, как можно изнутри круга или треугольника найти выход в другое пространство, в другое измерение.
Ирина Горлова добавляет, что абстракции Наседкина, которые предлагал выставить еще Виталий Пацюков, навели на мысль включить в проект произведения двух других значимых художников — Франсиско Инфанте и Эдуарда Штейнберга. Их работы для выставки во Владикавказе предоставил частный коллекционер.
— Инфанте и Штейнберг — художники, для которых абстракция и геометрия являются способом постижения мира, в том числе божественного. Еще в 1977 году Инфанте пишет, что его всегда волновала тайна бесконечности мира, переживания этой бесконечности и ощущения себя как художника в этом пространстве. То есть все его артефакты, которые он начинает делать в 70-е годы, — это соединение искусства и природы. Инфанте развивал принципы авангарда и идеи Матюшина о расширенном зрении, для Инфанте это был способ постижения Божественного начала в мире, желания найти точку равновесия.
Эдуарда Штейнберга, в свою очередь, называли «нежным» последователем Малевича. По словам Ирины Горловой, он в принципе религиозный художник.
— Штейнберг, который во многом опирается на открытия супрематизма, всегда писал полутонами, у него нет яркого цвета. В своем знаменитом письме Малевичу художник как раз пишет о богооставленности, о том, что «Черный квадрат» — великое произведение, но это произведение ведет в бездну. Для самого же Штейнберга поиски внутри чистой абстракции были поисками света.
На выставке представлен диптих «Благовещение» из проекта «Семь библейских сцен» кинорежиссера и художника Рауфа Мамедова. Ирина Горлова объясняет, что эти работы — особое понимание евангельских сюжетов.
— Рауф Мамедов снимал людей с синдромом Дауна, и у него получились светлые, чистые образы. Художник говорит, что эти люди воспринимают все как дети, они открыты миру и знаниям, постижению евангельских текстов.
— За темой «Благовещения» художник скрыл другие вещи, — дополняет куратор Алина Федорович. — Природа наделила этих особенных людей отсутствием способности испытывать злость, они не вбирают в себя зло.
Дагестанский художник Аладдин Гарунов, в свою очередь, работает с темой столкновения современности и мусульманской традиции. Представленное на «Аланике» произведение — не исключение.
— Его «Зикр» посвящен особому молению и говорит нам о строении и, может быть, странности существования устойчивых традиций в современности. Гарунов сталкивает разные художественные материалы, показывая, с одной стороны, технический мир, с другой — традицию, которая все равно будет жить, — считает Ирина.
Скульптура Владимира Соскиева поразила еще при знакомстве в мастерской, рассказывает Ирина Горлова. По словам куратора, уже тогда работа ощущались удивительно созвучной другим экспонатам проекта «Встреча со священным».
— Владимир Соскиев — один из лучших скульпторов в России. Когда мы были в его мастерской, увидев «Молящихся», больше не думали, что выбирать для выставки. Его работы принадлежат пространству Кавказа, но одновременно выходят за его пределы.
Творение Соскиева соседствует на выставке в Национальном музее с живописью Захара Валиева. Его «Тайная вечеря» впервые представлена зрителям, подчеркивает Ирина Горлова.
— Работы Андрея Красулина являются в каком-то смысле моделями будущего, воплощенными мыслями. Его спирали и синодики представляют собой памятные листы, связанные с церковной жизнью, с памятью человека, и дополняют ряд работ Наседкина, Инфанте, Штейнберга, в которых нет никакой конкретики — только символы.
Связь произведений Магомеда Кажлаева с основной темой выставки не столь прозрачна. Куратор объясняет: художник пишет орнаменты, словно начитывает мантры, и в этих повторяющихся мотивах и есть встреча со священным — встреча с творческим процессом.
Алина Федорович рассказывает: еще на ранних стадиях обсуждения проекта было понятно, что «Встреча со священным» — не только про религию, конфессии. Проект также про отношения человека с метафизикой, про размышления о духовном.
— Многие работы художников связаны с медитацией, с природой, с процессами, через которые человек пытается осмыслить себя в большом мироздании, — говорит Федорович и добавляет, что кураторская задумка была еще в том, чтобы избежать однозначных, прямых высказываний. —Например, работы Апанди Магомедова, как мне кажется, тонко говорят о том, что с богом можно разговаривать в любом месте, в любой атмосфере, для этого не нужна церковь или мечеть. Художник проводит акции, которые, кроме него самого, никто не видит — это как общение с высшими силами без свидетелей. Об этом повествуют три видео.
Леонид Тишков задумал световую интерактивную инсталляцию «Дом Бога» еще десять лет назад, но реализовал и впервые показал именно во Владикавказе. О своей работе рассказал сам художник.
— Дом — это архетип. Свет изначально является метафизической величиной, говорить о нем в контексте физики мы не будем, рассмотрим со стороны образов и искусства. Дом, в котором мы видим черные окна и черный вход, переворачивает наше понимание о том, что такое дом. Ведь дом — это светящиеся окна, уютное пространство, которое охраняет человека и в котором он чувствует себя в безопасности. В данном случае «Дом Бога» — визуализация света, приглашение человека к чему-то горнему, высшему. Человек видит этот светящийся дом и идет к нему. И это дорога длиною в жизнь. Когда человек приходит к свету, то не знает, войти или нет, потому что его останавливает темнота внутри. По задумке, зритель должен шагнуть туда и в полной темноте искать свет внутри себя. А есть ли этот свет, или нет, есть Бог или нет — эти вопросы все равно остаются.
Впечатляющая спираль «Ноль» Аллы Урбан, созданная из меди, фанеры, ткани и света, уже выставлялась, но на «Встрече со священным», взаимодействуя с другими произведениями, обрела дополнительные смыслы. Ими также поделилась сама художница.
— Ноль как начало всего, энергия, содержащаяся в вакууме. Еще ничего нет, но из этого все рождается. Если побыть с этой работой один на один, возникает ощущение звучания. Если обойти вокруг, можно обнаружить световую спираль. Словно бегущая по бороздкам виниловых пластин, она скользит по линиям, в которых Песнь песней Соломона преобразована по типу азбуки Морзе — при помощи трех отверстий разных диаметров.
Книгу, входящую в состав еврейской Библии и Ветхого Завета — Песнь песней Соломона, Алла Урбан называет произведением о любви. Для художницы это эротическая песнь, рассказывающая через взаимоотношения мужчины и женщины, через возникновение любви между ними о любви ко всему окружающему.
— В моей работе спираль раскручивается до бесконечности, выходит за пределы квадрата. С одной стороны ноль, в котором все скручивается, все стремится к исчезновению, начинают распадаться связи между предложениями, словами и буквами. И, в конце концов, как будто все исчезает. И вот это исчезновение связей, разъединение, оторванность, как мне кажется, причина страданий человека, когда он чувствует себя оторванным от всеобщей гармонии. Но устремляясь к центру, к полному исчезновению, вот эти проявленные отверстия, оставляют за собой непроявленные, и, значит, существует потенциальная возможность возникновения новых проходов и соединений. Между этой стороной разрозненности и распадания и той стороной бесконечного утверждения, соединения и любви, существуют сквозные проходы, то есть, человек, находясь в одном состоянии, может перейти в другое. Конечно, это не буквальный смысл работы, а размышления по поводу — в каком-то смысле эта работа создает меня как человека, когда начинает оживать, становится многозначной и начинает сообщать мне и другим новые мысли и открытия.
Художник Феликс Бух собирает камни в разных уголках мира и несколькими штрихами создает узнаваемые образы. По словам Алины Федорович, в контексте современности произведения Буха звучат особенно сильно.
— Надеюсь, многим понравится работа Феликса Буха «Исход». Конечно, это библейский сюжет, но если мы сейчас поймем, что этот исход в том числе и сегодняшний, что все библейские сюжеты повторяются не одно тысячелетие, что это не про кого-то, а про нас, тогда мы сможем по-другому, очень лично воспринять эту выставку, — говорит Алина.
Куратор добавляет: искусство для того и существует, чтобы осмыслять процессы и себя в них, давать опору. С мыслью коллеги согласна и Ирина Горлова.
— Я очень верю и надеюсь, что люди, которые смотрят и любят прекрасное, могут проникаться, переживать, испытывать эмоции, вплоть до катарсиса, которые тянутся к свету, добру и миру, никогда не смогут нарушить первую заповедь, — делится Ирина Горлова.
Выставка «Встреча со священным» открыта до 25 ноября.