Событие
По Кавказу босиком
8 декабря, 2015
4246
На Кавказе сняли фильм про любовь, но без поцелуев, с песнями и танцами, но без лезгинки, со звездами, но без актерских гонораров. Смотрите трагикомедию «По небу босиком» — во всех кинотеатрах страны

Кавказский хит «Едем, едем в соседнее село на дискотеку» слышали многие, а если смотрели клип, то видели там Султана Хажироко (сценический псевдоним — Султан-Ураган) — известного певца и танцора из Кабардино-Балкарии, бывшего министра по делам молодежи республики. Недавно Султан попробовал себя в качестве сценариста и режиссера и снял полнометражный игровой фильм «По небу босиком» — молодежную трагикомедию о любви, наполненную музыкой, танцами и кавказским колоритом. Одну из ролей и вокальные партии главной героини исполнила певица Сати Казанова.

— В фильме, как и в клипе про дискотеку, все смешалось: кони, люди, любовь, песни, криминал, — смеется Султан Хажироко. — Кино идет 96 минут, из них 15 минут герои танцуют и поют.

— Как в индийских фильмах?

— Есть что-то общее! Но вообще мы снимали фильм о Кавказе. Я хотел, чтобы зритель увидел кавказцев обычными, хорошими людьми, способными на большие и добрые дела. Ведь в современном российском кино образ кавказца представлен в основном негативно. Мне это обидно. Основная причина в том, что мы сами, кавказцы, не снимали кино. Надеюсь, что теперь появятся и другие фильмы про Кавказ.

Слоган фильма: «Танцуй — ведь ты так молод, люби — ведь ты так одинок». Главные герои — парень Бит и девушка Капелла, влюбленные друг в друга. В нашем кино показаны обычные человеческие эмоции, отношения, показано, как молодые люди преодолевают трудности, которые им преподносит судьба. В фильме есть и криминал, и дружба, и предательство. Я хочу, чтобы зритель «покачался» на моих эмоциональных горках — от смешного до грустного, от злости до радости.

— Получилось?

— Мы демонстрировали наш фильм в компаниях-прокатчиках и на пресс-показах для блогеров. На этих людей не надавишь, не заставишь что-то делать, думать и чувствовать. Но они плакали и смеялись — причем иногда одновременно. Знаешь, такая шутка есть: «Смешанные чувства — это когда твоя теща падает в пропасть на твоем мерседесе». Наверное, такие ощущения и вызывает фильм. Хотя сама идея жизнеутверждающая — любовь всегда побеждает. Я думаю, фильм никого не оставит равнодушным.

— Какие локации мы увидим в фильме? В трейлере узнаю Дербент и крепость Нарын-Калу…

— Мы начинали съемки в Нальчике — на улицах, в местной больнице. Очень много сцен снимали в Пятигорске — в курортной зоне, в старом пятигорском дворике, в кафе и ресторанчиках. В Грозном — на фоне мечети «Сердце Чечни», в Дагестане — в Дербенте. В фильме можно увидеть кисловодский «Замок любви и коварства», башню Адиюх в Карачаево-Черкесии. К сожалению, мы не смогли снять башенный комплекс Вовнушки в Ингушетии: в съемочной группе были иностранцы, а граждане других государств должны за месяц подавать документы, чтобы пройти в заповедную зону.

— А вообще легко снимать на Кавказе?

— Да, легче, чем в Москве. В столице рынок кино развит и есть специальные люди — локэйшн-менеджеры, которые ищут точки для съемок. Нужно обговаривать, платить владельцам. На Кавказе не так — нас везде ждут, принимают. Мы нигде не платили. Места находили сами и всегда могли договориться. Только в Ингушетии вышла накладка. Но это наша вина: не знали про требование насчет иностранцев.

— Султан, ты сам писал сценарий, делал режиссерскую раскадровку. Ты учился сценарному делу, консультировался с опытными режиссерами?

— Нет, я все делал по своим ощущениям. Конечно, я бы с удовольствием поучился у мастеров, хотя бы что-то почитал. Но от идеи до съемочного процесса прошло слишком мало времени. Съемки длились примерно 40 дней, а весь процесс — от идеи до готового продукта — занял полтора года. Сценарий и режиссерскую раскадровку я писал примерно 2,5 месяца. Мне помогло то, что я вращался в сфере культуры, шоу-бизнеса. Где-то рядом с кино ходил и плавал, хотя никогда вплотную не подходил к кинематографу. Я очень люблю кино, хожу на все значимые премьеры, ищу интересные фильмы, не вышедшие в прокат. Кстати, пока делал этот фильм, приобрел привычку анализировать все просмотренные фильмы. Раскладывать каждый эпизод — как они это сделали, как добились нужного эффекта.

— А твоя команда — опытные киношники? Расскажи про съемочную группу.

— В съемках фильма участвовало больше 100 человек! Это творческая часть — люди, которые все придумывали и воплощали; техническая команда: светотехники, звуковики, операторы — и вспомогательный персонал, те, кто обеспечивал транспорт, питание и прочее. Фильм про Кавказ, но команда была многонациональная. Операторы и техники — украинская съемочная группа. Они только закончили фильм Джигарханяна «Домик в сердце» и сразу поехали в Кабардино-Балкарию. Операторы работали с нами в самый разгар конфликта России и Украины, но у нас был межнациональный мир. Работал с нами также опытный аранжировщик из Канады и несколько музыкальных коллективов — два оркестра из Санкт-Петербурга, фольклорные ансамбли из Кабардино-Балкарии.

— Многие актеры — твои друзья и знакомые. Роли были написаны под конкретных людей?

— Пока я писал сценарий, не задумывался о том, кто будет играть. Алан Кокаев — мой друг, но главную роль взял не по дружбе, а потому что талантливый и похож на своего героя Бита. Я понял это, уже когда написал историю. К тому же Алан — профессиональный актер театра и кино, хореограф. Сам он из Осетии, но познакомились и подружились мы в Москве. Он обогатил фильм своей музыкальностью, пластичностью. Мы дали ему немного больше смелости и хулиганства, чем есть на самом деле.

Еще наш фильм украсила моя землячка, кабардинка Сати Казанова. Сати начала свою карьеру в Кабардино-Балкарии. У нас даже были с ней творческие дуэты. Она согласилась на мое предложение поработать в фильме и исполнить роль матери главного героя. Эта линия проходит через весь фильм, она достаточно трогательная, трагическая. Сати совершенно попала в свою роль и еще исполнила все вокальные партии нашей главной героини. Сати откликнулась по-дружески, прилетела, поучаствовала. Наши украинские коллеги были удивлены, насколько она ответственная, не капризная.

— А как нашли главную героиню?

— Милана Карагулова, сыгравшая Капеллу, пришла неожиданно. На роль уже утвердили совсем другую девушку, профессиональную актрису. Она по всем параметрам подходила, но была чуть старше сценарной героини. Это меня коробило: ведь Капелла — это совсем юная девочка. Когда до начала съемок оставалась неделя, я случайно увидел Милану в кинотеатре в Нальчике. Тот самый образ! Полное сходство с портретом, который был у меня в голове. Я подошел, познакомился, предложил ей сниматься в кино, она согласилась. Милана не имеет образования в этой области, она учится на юриста, никогда не была на сцене, даже не играла в самодеятельности. Меня все отговаривали, говорили, чтобы я так не рисковал и работал с профессиональной актрисой. Но Милана отлично вошла в съемочный процесс. Начали с самого легкого. Первая сцена, где на нее нападают — в шутку. Эту сцену мы снимали во дворе в Нальчике. Задания постепенно усложнялись, и я ни разу не пожалел, что рискнул. Милана превзошла наши ожидания. Я благодарен провидению, случаю, который дал нам пересечься взглядами.

— Были смешные случаи на съемках?

— В фильме снимался участник «Камеди Батл», дагестанец Юсуп Омаров. У него серьезная роль, но все равно было много юмора. Он в фильме — весь в крови, ранах, ссадинах и бинтах. После съемок я ему говорю: не переодевайся в чистое, испачкаешь одежду, поедем в гостиницу так. По дороге решили разыграть администратора. Заносим Юсупа в холл: «Девушка, вызовите «скорую». Она в панике бросается к телефону. А он говорит: «Подождите, не надо «скорую». У вас тут дискотека есть? На дискотеку хочу».

— У главных героев современные отношения или с учетом кавказского менталитета? Консервативным кавказцам можно показывать?

— Да, можно! Наши герои даже не целуются. Главной героине 17 лет. Я хотел показать трогательную, глубокую и чистую любовь. Для этого совсем не нужны откровенные сцены.

— А танцы и песни — кавказские или современные?

— Мы совмещали, например, современная музыка переходит в национальные мотивы. И наоборот. Лезгинки в чистом виде в фильме нет, но есть элементы кавказских танцев.

— Какой бюджет у фильма?

— Мы не раскрываем бюджет, но скажу, что превысили планируемые траты в четыре раза, притом что мы экономили, не платили за локации. А наши актеры играли у нас по-дружески, без денег. Они понимают, что мы новая киностудия, надо помогать. Думаю, что наша работа окупится и даже принесет прибыль. Я уверен в своем продукте. Это фильм, который по качеству не уступает мировому кино, он сделан профессионально. Поэтому около 40 сетей по всей России берут его в прокат. Премьера пройдет 17 декабря в 60 кинотеатрах, но цифра постоянно растет — мы продолжаем договариваться с прокатчиками.

— Какой Кавказ увидят зрители? Можешь описать в пяти словах?

— Жизнерадостный, поющий, танцующий, гостеприимный… и трогательный.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
В горном одиночестве. Павел Деревянко и Надежда Михалкова снялись в комедии про осетинского дедушку
В Северной Осетии завершились съемки фильма «Старый орел». Поговорили с актерами и создателями картины
Едем кататься. Обзор всех семи горнолыжных курортов Северного Кавказа
Собрали актуальные цены на ски-пассы, проверенные отели, кафе и выяснили, куда лучше отправиться новичкам и семьям с детьми, а куда — опытным спортсменам
Кто такой аксакал? Как переводится слово и почему так называли старцев
Историк и лингвист объяснили, что означает слово и кого им называют сейчас
Кто такой джигит на Кавказе, кого так называют и почему
Кто такие настоящие джигиты и что это выражение означает сейчас
Новые вызовы журналистики. Что обсуждают на международном медиафоруме «PRO Кавказ» во Владикавказе
Более 400 экспертов, журналистов федеральных и региональных СМИ собрались в столице Северной Осетии, чтобы поговорить о трансформации медиасферы
Абдулрашид Садулаев: «Спорт — как женщина. Если уделять ему мало времени, начинает капризничать»
Шестикратный чемпион мира по вольной борьбе — о вкусе победы, друзьях и соперниках и о том, почему не посвящает победы жене
Полная версия