Праздник восходит к кораническому сюжету о пророке Ибрахиме (он же — библейский Авраам), который получил повеление Всевышнего принести в жертву своего ребенка. Он не стал возражать и уже вознес нож над любимым сыном, доказав свою готовность отдать Господу самое ценное. В этот момент ему было велено принести в жертву ягненка.
Впоследствии жертвоприношение стало одним из главных обрядов поклонения.
Ранним утром десятого дня месяца Зуль-хиджа вы не найдете дома мужчин. Все они отправляются в мечеть на праздничную молитву. Чистые, наряженные, но небритые: человеку, который намеревается совершить жертвоприношение, нельзя стричь волосы и ногти в течение десяти дней, предшествующих празднику.
Хотя с точки зрения религии ничто не мешает женщинам заколоть жертвенное животное, в Чечне это делают исключительно мужчины. Во-первых, так оберегается ранимая женская психика, во-вторых, требуется немало физической силы для того, чтобы повалить животное на землю.
Развеем самый популярный миф о Курбан-байраме: в Чечне не убивают животных в центре города, на улицах и площадях. Любой мусульманин скажет вам, что это настоящее варварство. Для заклания животных предназначены специальные бойни. Некоторые чеченцы могут совершить этот обряд у себя во дворе, если живут в частном доме.
Звучит как парадокс, но заклание должно быть милосердным. Так, животные не должны видеть нож и смерть, к месту жертвоприношения их следует вести мягко. Рассказывают, что однажды пророк Мухаммад проходил мимо человека, который точил свой нож. При этом он поставил ногу на морду овцы, которая смотрела на него. Посланник спросил: «Почему ты не сделал это до того, как повалить ее на землю? Неужели ты хочешь умертвить ее дважды?!» Он также велел, чтобы каждый мусульманин точил свой нож как следует и избавил животное от мучений. Животное перед закланием следует повернуть в сторону Каабы.
Курбан-байрам символизирует окончание хаджа — одного из столпов ислама, главного путешествия в жизни каждого мусульманина. Кульминацией паломничества является стояние на горе Арафат. Говорят, что именно здесь после изгнания из рая встретились Адам и Хава (Ева). Заключительный обряд хаджа происходит в девятый день месяца зуль-Хаджи, который так и называется — день Арафа. Многие мусульмане держат пост в этот день.
Пророк Мухаммад говорил, что пост в день Арафа стирает грехи за два года — прошлый и наступающий. Но мусульмане не воспринимают это как призыв беспечно совершать грехи, а потом искупить их одним днем.
За одну семью вне зависимости от ее размера в жертву приносится один баран. Для этого подходит и крупный рогатый скот, и даже верблюды, но поскольку они значительно дороже, мусульмане «вступают в долю» и объединяются для совместного обряда. Так, корову или верблюда режут за семь семей.
Средний барашек стоит сегодня от 10 тысяч рублей. Не каждая семья может потянуть такие расходы, но каждый уважающий себя мусульманин будет отказывать себе во всем и копить хоть целый год, лишь бы выполнить предписание Аллаха. Остронуждающимся семьям помогает общественный фонд имени Ахмата Кадырова. В некоторых организациях также покупают баранов и раздают коллегам, оказавшимся в трудном положении.
После совершения обряда тушу разделывают. Умелые мясники справляются с этой задачей быстро — на барана у них уходит всего несколько минут.
Мясо животного делят на три части. Одну оставляют себе, другую раздают малоимущим, а оставшейся угощают родственников. Чеченцы не жадные и могут раздать все. Списки малоимущих ведутся в каждом населенном пункте. Для многих бедняков, которые видят мясо только по праздникам, Курбан-байрам становится самым «мясным» временем в году.
Праздник жертвоприношения длится три дня. И поскольку в республике они объявляются выходными, многие семьи уезжают из города в села. По двум причинам. Первая — увидеться с родными и навестить родственников, вторая — разделка мяса. Приготовить мясо может каждая хозяйка, а вот разобраться с субпродуктами — более сложная задача. Чтобы очистить и промыть бараньи и говяжьи желудки, кишки, печень, нужен целый день. Затем требуху начиняют прокрученными в мясорубке легкими, почками и прочим ливером и зашивают получившийся шар. Так появляется знаменитый чеченский баарш. Рецепт блюда звучит жутковато, но те, кто его пробовал, говорят, что оно стоит всех потраченных усилий. Этот деликатес, кстати, подают в некоторых чеченских ресторанах.
В семьях с менее искусными хозяйками субпродукты оставляют у забойщика. Здесь просто маринуют мясо и готовят шашлык.
После праздника чеченцы отдают еще один долг: поздравляют паломников с совершением хаджа. В аэропорту Грозного в эти дни не протолкнуться из-за обилия встречающих, а дорогу к городу украшают зелеными флажками с надписями на арабском языке. Каждый совершивший большое паломничество удостаивается приставки «хаджи» к своему имени. И хотя поездка в Саудовскую Аравию очень изнурительна, по возвращении новоиспеченных «хаджи» ждет не отдых, а вереница гостей, для которых нужно запасти подарки. Обычно из хаджа привозят коврики, четки, платки и платья для молитвы, которые в глазах получателя обладают особенной ценностью, ведь их привезли из самого священного места на Земле.