Современное искусство
Хамид Савкуев: «Вечные темы в искусстве — вне этноса. И меня волнуют именно они»
18 июля, 2024
В Нальчике впервые сразу на трех площадках открылась персональная выставка художника, иллюстрировавшего легендарных «Нартов». Поговорили с мастером о будущем кавказского искусства

Вечные темы

Более 100 произведений Хамида Савкуева выставили в столице Кабардино-Балкарии. Графика, живопись и скульптуры разных лет экспонируются с 18 июля по 27 августа в музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко, в Национальном музее КБР и в выставочном павильоне парка 100-летия республики. Персональная выставка такого масштаба впервые проходит на родине родителей мастера и посвящена его 60-летию.

Будущий академик Российской академии художеств появился на свет в Казахстане. Мать и отец — переселенцы из Кабардино-Балкарии — позже вернулись в родные края, где и вырастили сына. Сегодня Хамид Савкуев — известный художник, автор иллюстраций к изданию «Нарты. Адыгский героический эпос», росписей в столичном Храме Христа Спасителя, а также преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и руководитель персональной мастерской на базе факультета живописи.

— Выставка называется «Анэ. Посвящение Матери» («анэ» в переводе с кабардинского — «мать». — Ред.) и, естественно, посвящена матери, но это посвящение имеет сакральное значение — это и мать, и Родина, и родной порог. Такие общечеловеческие ценности, тема выставки обусловлена ими, — объясняет художник.

Место силы

Искусство Хамида Савкуева напрямую связано с родным Кавказом. В живописи, скульптуре, графике мастера оживают старинные легенды. Персонажи художника строгие, ракурсы порой кажутся невероятными. По словам Савкуева, ему интересно работать над тем, что напрямую относится к его земле, его народу.

— Место, которое меня больше всего заряжает, волнует и дает силы, — это мое родное село Второй Лескен в Кабардино-Балкарии, где я вырос, его пологие лесистые склоны, спускающиеся к реке, русло Лескена. Наша семья вернулась сюда из Казахстана, отец был гидрогеологом, там познакомился с моей мамой. Наше родовое село, первые детские впечатления, воспоминания, односельчане, близкие люди имеют для меня большое значение. Все навеяно этой темой. Такие воспоминания из детства о родных людях — самые дорогие.

Братство в искусстве

— На Северном Кавказе есть современное искусство, и оно замечательное. Кто творит в наше время — они все современные художники. Дифференцировать их по принципу «это современно, а это нет» — это само по себе несовременно.

Мастер говорит, что на Кавказе много талантливых художников. Коллег Савкуев с удовольствием перечисляет.

— Это наши старшие Руслан Цримов, Анатолий Жилов, Заур Бгажноков, Эдуард Мазлоев и уникальный художник Руслан Мазло, который создает арт-объекты из рогоза. Они мне помогают, поддерживают меня. Я даже вывел для себя некую формулу: когда братья становятся друзьями, а друзья становятся братьями. Здесь я ощутил это очень сильно.

Будущее Кавказа

Хамид Савкуев с уверенностью заявляет: у Кавказа замечательное будущее в искусстве и культуре. Во всех жанрах.

— Именно молодое поколение художников, музыкантов, литераторов создаст такое будущее и в музыке, и в литературе, и в драматургии, и в живописи, и в скульптуре, и в кинематографе.

В последнем Савкуев особо отметил выпускника мастерской Александра Сокурова Олега Хамокова. В 2023 году он представил в Китае свою первую полнометражную ленту «Узлы», снятую в Кабардино-Балкарии на кабардинском языке.

— В современном кавказском кинематографе мне нравится кинорежиссер Олег Хамоков. У него уже есть несколько прекрасных работ, которые можно назвать мастерскими и состоявшимися, и в будущем будут еще, надеюсь.

Вне национальности

По мнению мастера, работающего в разных видах изобразительного искусства, скульптура идет параллельно живописи и живет своей жизнью. При этом вопросы поднимает те же.

— Вечные темы в искусстве — вненациональные, вне этноса, они общечеловеческие. Мне меньше всего нравится, когда говорят: «Тебе хорошо, у тебя есть кавказская тема, и что ни сделаешь, то хорошо». Я с этим не согласен. Посмотрите, допустим, материальную культуру народов Карелии или Вятки. Эти костюмы, предметы старины — это же бесконечность, космос. Поэтому есть общечеловеческие темы, которые над национальностью. И меня волнуют именно они.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Цюфцаш, нюр и еще 5 балкарских слов, которые трудно перевести на русский
Как емко назвать неженку, который всех замучил, или особый подарок, что вручают за радостную весть
Гастрономический код «07»: эксперт рассказала о секретах кухни Кабардино-Балкарии
В каких ресторанах заказывать перепелок и баранью лопатку, как намекнуть гостю, что ему пора, и почему на застольях не принято спешить
Не просто Мария: какой на самом деле была самая жестокая жена Ивана Грозного
Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя, сыграла важную роль в истории страны. Но судьба одной из самых загадочных русских цариц сложилась непросто
Искусство на высоте: как бывший электрик превратил Тырныауз в центр современного искусства
Сейчас коллекция картин Данияла Хаджиева — одна из крупнейших на Северном Кавказе. А началось все с банальной прогулки по Питеру и судьбоносного объявления: в музей требуется электрик
Что стоит за мечтой: дневник одного непростого восхождения на Эльбрус
Наша читательница из Тюмени впервые в своей жизни взошла на Эльбрус. Про то, как это было, про слезы счастья и отчаяния, горную болезнь и технику «пила» — в нашем материале
50 оттенков лазури и неизученные глубины: чем удивят Голубые озера в Кабардино-Балкарии
Рассказываем, как провести день на одной из самых удивительных природных достопримечательностей Северного Кавказа
Полная версия