Вечные темы
Более 100 произведений Хамида Савкуева выставили в столице Кабардино-Балкарии. Графика, живопись и скульптуры разных лет экспонируются с 18 июля по 27 августа в музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко, в Национальном музее КБР и в выставочном павильоне парка 100-летия республики. Персональная выставка такого масштаба впервые проходит на родине родителей мастера и посвящена его 60-летию.
Будущий академик Российской академии художеств появился на свет в Казахстане. Мать и отец — переселенцы из Кабардино-Балкарии — позже вернулись в родные края, где и вырастили сына. Сегодня Хамид Савкуев — известный художник, автор иллюстраций к изданию «Нарты. Адыгский героический эпос», росписей в столичном Храме Христа Спасителя, а также преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и руководитель персональной мастерской на базе факультета живописи.
— Выставка называется «Анэ. Посвящение Матери» («анэ» в переводе с кабардинского — «мать». — Ред.) и, естественно, посвящена матери, но это посвящение имеет сакральное значение — это и мать, и Родина, и родной порог. Такие общечеловеческие ценности, тема выставки обусловлена ими, — объясняет художник.
Место силы
Искусство Хамида Савкуева напрямую связано с родным Кавказом. В живописи, скульптуре, графике мастера оживают старинные легенды. Персонажи художника строгие, ракурсы порой кажутся невероятными. По словам Савкуева, ему интересно работать над тем, что напрямую относится к его земле, его народу.
— Место, которое меня больше всего заряжает, волнует и дает силы, — это мое родное село Второй Лескен в Кабардино-Балкарии, где я вырос, его пологие лесистые склоны, спускающиеся к реке, русло Лескена. Наша семья вернулась сюда из Казахстана, отец был гидрогеологом, там познакомился с моей мамой. Наше родовое село, первые детские впечатления, воспоминания, односельчане, близкие люди имеют для меня большое значение. Все навеяно этой темой. Такие воспоминания из детства о родных людях — самые дорогие.
Братство в искусстве
— На Северном Кавказе есть современное искусство, и оно замечательное. Кто творит в наше время — они все современные художники. Дифференцировать их по принципу «это современно, а это нет» — это само по себе несовременно.
Мастер говорит, что на Кавказе много талантливых художников. Коллег Савкуев с удовольствием перечисляет.
— Это наши старшие Руслан Цримов, Анатолий Жилов, Заур Бгажноков, Эдуард Мазлоев и уникальный художник Руслан Мазло, который создает арт-объекты из рогоза. Они мне помогают, поддерживают меня. Я даже вывел для себя некую формулу: когда братья становятся друзьями, а друзья становятся братьями. Здесь я ощутил это очень сильно.
Будущее Кавказа
Хамид Савкуев с уверенностью заявляет: у Кавказа замечательное будущее в искусстве и культуре. Во всех жанрах.
— Именно молодое поколение художников, музыкантов, литераторов создаст такое будущее и в музыке, и в литературе, и в драматургии, и в живописи, и в скульптуре, и в кинематографе.
В последнем Савкуев особо отметил выпускника мастерской Александра Сокурова Олега Хамокова. В 2023 году он представил в Китае свою первую полнометражную ленту «Узлы», снятую в Кабардино-Балкарии на кабардинском языке.
— В современном кавказском кинематографе мне нравится кинорежиссер Олег Хамоков. У него уже есть несколько прекрасных работ, которые можно назвать мастерскими и состоявшимися, и в будущем будут еще, надеюсь.
Вне национальности
По мнению мастера, работающего в разных видах изобразительного искусства, скульптура идет параллельно живописи и живет своей жизнью. При этом вопросы поднимает те же.
— Вечные темы в искусстве — вненациональные, вне этноса, они общечеловеческие. Мне меньше всего нравится, когда говорят: «Тебе хорошо, у тебя есть кавказская тема, и что ни сделаешь, то хорошо». Я с этим не согласен. Посмотрите, допустим, материальную культуру народов Карелии или Вятки. Эти костюмы, предметы старины — это же бесконечность, космос. Поэтому есть общечеловеческие темы, которые над национальностью. И меня волнуют именно они.