Во Владикавказе открылась выставка «Alanica collection: ПроГород» — это работы современных художников, посвященные городу. Все они созданы в разные годы на международном фестивале современного искусства «Аланика» — он проходит в столице Северной Осетии уже 13 лет и стал знаковым событием для художественной жизни всего региона.
— Процессы, протекающие у нас в последние пять лет, немного настораживают. Владикавказ не просто так был известен как культурная столица Северного Кавказа, до сих пор мы едем c этим «багажом», к сожалению, по дороге его все больше утрачивая. И наш город должен быть осмыслен не только как среда обитания, физическая инфраструктура, но и как структура социокультурных коммуникаций, национальных смыслов, — говорит куратор выставки, директор Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Владикавказ) Галина Тебиева.
Проект «ПроГород» — результат осмысления авторами понятия города, городской среды, городского сообщества, проведенного средствами искусства. Большинство работ выставлялось лишь однажды — на итоговых выставках фестиваля «Аланика».
— Посетить нашу выставку нужно, чтобы взглянуть на себя «со стороны». Не для того, чтобы себе понравиться, а для того, чтобы понять — кто мы, где мы живем, что нас волнует. Возможно, увидеть свои слабости или силу. Выстроить приоритеты развития, — считает куратор.
Мы попросили Галину Тебиеву рассказать о пяти работах — и о том, что мы можем понять с их помощью.
Видеоинсталляция Вероники Георгиевой на бывшем здании центра современного искусства в Центральном парке Владикавказа. Художница размышляет о чрезмерном использовании социальных медиа и, как следствие, потере общности и живых связей, вербальной коммуникации.
— Используя инструменты и механизмы все тех же социальных медиа, Георгиева создает групповой видеопортрет, видеоинсталляцию под названием «Я — часть тебя». Фактическими авторами высказывания становятся дети — десятки человек из разных социальных групп, в том числе с ограниченными возможностями. Дети фотографируют себя, своих близких, привычные для них сценки из жизни, фиксируют момент, концентрируя внимание не на себе самих, а на том, что их окружает, — рассказывает Галина Тебиева.
Обработанные снимки становятся частью мультиэкранной видеоинсталляции. Автор работы фиксирует внимание на городе как живом, непрерывном во времени фоне для происходящего, используя в том числе архивные фотографии из частных и общественных коллекций.
В 2017 году Владимир Раннев представил на симпозиуме звуковую инсталляцию в трамвае, следующем по одному из городских маршрутов. На отрезке трамвайного маршрута № 5, начиная от ДК Металлургов и заканчивая главным входом в Центральный парк, все объявления и названия остановок воспроизводятся детьми — они поют их на осетинском языке.
— Объявления сопровождают нас в повседневной жизни, становясь чем-то привычным, обыденным, не стоящим внимания. «Озвучивая» поездку из точки A в точку В, объявления сливаются с интерьером, с картинками, мелькающими за окном. Мы перестаем их слышать. Но что, если превратить обыденность в арт-высказывание? Попытаться сделать чужое и общественное чем-то объединяющим, уютным, понятным? Что если прислушаться? К шуму города, грохоту трамвая, случайным словам, объявлениям, — предлагает куратор проекта.
Арт-объект Тимура Мусаева-Кагана появился в столице Северной Осетии почти десять лет назад. Большая светящаяся буква осетинского алфавита Ӕ была выполнена специально для размещения на фасаде Национальной научной библиотеки Владикавказа. Буква-объект — символ осетинской письменности и языка — метафорически представляет кладезь информации, хранящейся в библиотеке.
Неоновая надпись, сделанная художником Евгением Уманским от имени поэта. Автор предположил, что более 180 лет назад 30-летний задиристый Пушкин мог бы нанести такие слова где-нибудь в Дарьяльском ущелье, оставив о своем пребывании во Владикавказе не только поэтические строки. Рекламно-горящий, банальный до знаковости текст зависает над Тереком, символизируя культурную значимость места.
— Жаль, что эту работу «на натуре» уже не увидеть: ее сломали вандалы. Но мы напоминаем: «Здесь был Пушкин! Даже Пушкин!» — говорит Галина Тебиева.
Онлайн-проект Северо-Кавказского филиала Пушкинского музея родился в карантин, когда Владикавказ на долгое время стал недосягаемым как для горожан, так и для потенциальных гостей. Цель проекта, с одной стороны, приблизиться к созданию культурной карты регионов, где присутствует Пушкинский, с другой — сблизиться в условиях социального дистанцирования и самоизоляции.
— В качестве радушных хозяев в проект пригласили художников, в разное время побывавших во Владикавказе в качестве участников «Аланики». Монологи художников — бесценные воспоминания об интересных встречах и событиях, личные истории о городе и его жителях, выстраиваются в живую, эмоциональную картину. В них Владикавказ предстает таким, каков он есть, и таким, каким мы хотели бы его видеть, — поясняет Галина Тебиева.