Горнолыжный сезон на Северном Кавказе начался: Архыз, Эльбрус, Чегет, Домбай, Ведучи, Цей и Армхи ждут райдеров. Попросили опытных инструкторов дать советы для тех, кто решился в этом сезоне встать на лыжи или сноуборд или уже немного катается.
— Тут ответ простой — только купить их заранее. Большинство курортов, включая северокавказские, летом-осенью делают распродажи. Так можно сэкономить до 30%. Если вы планируете кататься на каком-то курорте достаточно долго, больше 10−12 дней, есть смысл покупать сезонный ски-пасс. Это гораздо дешевле. В-третьих, бывают различные акции — семейные, например. А вот брать ски-пасс с рук ни в коем случае не стоит, это противозаконно. Если на курорте стоят камеры, такой билет может быть заблокирован.
— Ботинки опрыскивают дезинфицирующим составом на специальном устройстве и затем дополнительно обрабатывают на сушках. Также во многих прокатах стоят ионизаторы воздуха, которые дезинфицируют воздух. Одежда регулярно стирается, обрабатывается тем же дезинфицирующим составом уже вручную. В ряде прокатов есть специальные камеры с озонаторами.
— Прежде всего надо посмотреть на сам пункт проката, это не должен быть маленький киоск с картонными стенами. В идеале — достаточно большое, хорошее помещение со своим ски-сервисом, где регулярно обслуживается оборудование. Далее обращаем внимание на стойки. Лыжи, сноуборды, ботинки должны быть из одного модельного ряда, потому что зачастую в маленьких прокатах снаряжение собирается по типу «дешево купил на Авито», и, соответственно, получается разнобой.
Ну и конечно, когда вам выдают снаряжение, там не должно быть каких-то явных повреждений. На лыжах на скользящей поверхности — царапин, а кант должен быть целый и без ржавчины. Верхняя поверхность лыж в любом случае будет поцарапана, но на ходовые качества это не влияет. Также все застежки должны закрываться-открываться и быть функциональными. Шлем — в первую очередь смотрим, работает ли застежка, насколько хорошо он подгоняется по голове.
— Вода проводится в снежную пушку под напором, затем распыляется через форсунки и за счет этого и низкой температуры воздуха охлаждается, превращаясь в снег. Это не природные снежинки, которые падают с неба, а достаточно крупные фракции, которые ближе ко льду. И, соответственно, из-за этого по качеству искусственный снег отличается от натурального. Но на самом деле все очень сильно зависит от мастерства людей, которые делают снег. Их называют снежители.
— В целом этот снег всегда более твердый, поэтому на соревнованиях используется зачастую именно искусственный. Так что не хуже, просто другой.
— Если говорить про трассовое катание, то на первом месте с отрывом — Архыз. Это курорт для тех, кто любит хорошие, подготовленные трассы. А для фрирайда — Эльбрус и Домбай, но это все достаточно опасно, там обязательно надо кататься с гидом.
— Первое — это безопасное ответственное катание. Старайтесь не мешать, не причинять вред или неудобство другим людям. Второе — уважительное отношение как к катающимся, так и к сотрудникам курорта. И третье — категорическое соблюдение запретительных знаков. То есть не надо залезать за сетки, если трасса закрыта.
— Вечный спор. Если говорить про рекорды скорости, то лыжи, конечно, быстрее в силу более аэродинамичной стойки. При катании скорость достигается, наверное, за счет бесстрашности, и не всегда это хорошо. Я бы сказал, надо выбирать то, на чем вам больше нравится кататься.
— Для нас, как для инструкторов горнолыжной школы, скорость значения не имеет. Когда мы сдаем свои собственные экзамены, оценивают исключительно наши правильные действия во время выполнения поворотов или соблюдение принципов объяснения методики. Почему скорость не важна? Потому что это один из опасных элементов катания. И главное не она, а ее контроль. Большинство несчастных случаев на горнолыжном склоне связано с тем, что лыжник или сноубордист не умеет управлять своим снарядом.
И от себя хочу добавить, что ощущение скорости очень субъективно. Когда я только начинала кататься на горных лыжах, мне казалось, что 30 км в час — это очень много. Сейчас я могу развить скорость больше 100 км в час, но она контролируемая, поэтому я ее не чувствую. Можно сравнить с ездой на машине, когда человек впервые сел за руль.
— Интересно! У нас в России есть организация, которая занимается подготовкой инструкторов и лицензированием нашей деятельности, — Национальная лига инструкторов. И 1−2 или 3 курса в год во время лыжного сезона, который у нас на Кавказе длится от 3 до 6 месяцев, а иногда и дольше, мы катаемся. Есть курсы, которые проходят в конце июня — начале июля на Эльбрусе. Можно учиться карвинговым поворотам, флэт-фристайлу, фрирайду. И это все интересно.
Мы еще следим за своими ошибками, отрабатываем их. И даже в те моменты, когда очень сильно устал, иногда один спуск прибавляет сил, разгружает, потому что работа инструктора в основном заключается не в том, что мы катаемся, а в том, что мы говорим и обучаем.
— У кого на физкультуре в школе были лыжи, скажу, что первое. Однозначно, даже если последний раз вы катались в детстве и по ровному полю, ощущение того, что на ногах две лыжи, и они поставлены на снег, помогает на первом занятии. Две ноги, на них две лыжи, стоишь прямо, а не боком. А на сноуборде совершенно противоположная история. Впрочем, если когда-то вы стояли на скейтборде, будет понятнее. В общем, встать проще на лыжи. А вот прогрессировать — на сноуборде. Потому что у лыж четыре канта, и надо уметь управлять всеми четырьмя, а на борде их только два.
— На самом деле неважно, какой возраст или пол, потому что разный подход. С детьми до 3-х лет, даже до 4-х лет мы просто играем, чтобы понять, насколько интересно это ребенку, нет ли у него каких-то особенностей физиологических или психических. Где-то лет с пяти, то есть примерно с того возраста, когда ребенок социализирован и ходит в детский сад, мы начинаем обучать. Опять же, если ему интересно, если он не устает очень сильно. Наверное, быстрее всего обучаются дети школьного возраста, до того момента, как они становятся подростками.
— У взрослых на самом деле все зависит от того, каким ребенком этот взрослый когда-то был. Есть именно не спортсмены, а люди, которые поддерживают форму, так они обучаются достаточно быстро. Есть те, кто становится на лыжи просто за компанию, чтобы за детьми присматривать, например, есть такие мамы. То есть, каждый под свою задачу. Мы, как инструкторы, ее узнаем и, соответственно, выполняем.
Плохо обучаются люди, которые приходят не потому, что они сами хотят, а потому, что их кто-то заставил. Или те, у кого в голове есть какой-то пунктик: «Я это не могу». Трудно продираться сквозь эту неуверенность в себе или недоверие к инструктору. А так — с моей точки зрения, на легкость обучения пол и возраст не влияют, а влияет желание человека учиться. Ну и инструктор должен подойти, важен контакт с учеником.
— Возраст тут не имеет значения. У нас есть ученики, которые приходят и в 60 лет, очень бодрые люди, которые действительно могут быстро научиться кататься на лыжах. У меня есть знакомый инструктор, ему сейчас 73 года, и он прекрасно обучает.
Тут скорее зависит от подвижности суставов, от общего физического состояния, от возможности для этого человека падать, потому что одна из первых задач инструктора — это научить человека падать. Пока человек боится падать, ему очень сложно будет научиться кататься на лыжах. А так, в принципе, в любом возрасте можно аккуратно в плуге скатываться по зеленой горке.
— Свои советы я бы хотел начать с вопросов безопасности. Вы же не по самоучителю будете учиться кататься. Рекомендую вставать на пологих склонах, учебных, или на тех, где минимум народу.
Второй вопрос. Инвентарь должен быть отрегулирован так, чтобы лыжи у вас отстегивались при падении. Новичку не следует брать спортивную продвинутую доску или лыжи. Ну и третье, если с вами инструктор, он в первую очередь должен вам объяснить, что такое безопасность на склонах. Научить вас падать или приземляться на снег правильно, чтобы не сломать руки.
— Конечно. Раньше люди с трудом доставали инвентарь, для этого нужно было огромное желание освоить технику горных лыж или сноуборда. Грубо говоря, случайных людей не было. А теперь хотят все быстро. Такого не бывает, поэтому общий уровень катания снизился. Хотя молодежь-то рвется на крутые склоны, падает, кувыркается, но зато он съехал. А важно получить удовольствие от владения телом. Поэтому всем начинающим желаю правильно выбрать под себя склоны, инструктора и инвентарь.