Спорт
Шодсанлат: больше чем борьба
9 февраля, 2018
2675
Что бывает, если соединить боевые традиции народа, инженерный расчет, философию и лезгинку — знают в Ингушетии, где уже пять лет выстраиваются очереди из желающих научиться новому старому единоборству

В 2017 году ингушский тотальный бой приказом Минспорта России внесли во Всероссийский реестр видов спорта. Теперь в документе наряду с якутским мас-рестлингом, тывинским хурешом и другими национальными дисциплинами числится и ингушский шодсанлат. Официальное признание дает дополнительные возможности в подготовке тренеров, открытии школ и продвижении системы боя. Сложно представить, но еще пять лет назад об этом виде спорта в республике почти никто ничего не знал.

Боевое искусство от инженера

Шодсанлат, если судить строго, не является древним боевым искусством, скорее, это техника рукопашного боя, созданная на основе исторических воинских и спортивных традиций ингушского народа. Разные приемы из боевых искусств предков сумел соединить в одной дисциплине «отец» шодсанлата — обладатель черного пояса по каратэ и тхэквондо, мастер спорта по кикбоксингу, инструктор парашютно-десантной подготовки Магомед-Гирей Сукиев.

— По образованию я военный конструктор и, на первый взгляд, очень далек от спорта, — говорит мастер. — Но люблю историю и серьезно изучаю, в частности, традиции своего народа. А поскольку еще и офицер, давно интересуюсь историей единоборств. Мне важна не только их прикладная функция. Еще более захватывающей выглядит история появления того или иного вида, его философская подоплека.

В конце 1980-х энтузиаст, работая конструктором на грозненском предприятии, создал один из первых на Северном Кавказе военно-патриотических клубов «Дедал». Обучал ребят восточным единоборствам и армейскому рукопашному бою. Понемногу включал в тренировки и приемы шодсанлата.

В 1990 году Сукиев, будучи в Москве на конференции по боевым искусствам, впервые продемонстрировал шодсанлат широкой публике. Предложение о продвижении «в массы» нового старого вида заинтересовало корифеев боевых искусств. Но грянули лихие 90-е, и на Северном Кавказе стало не до спорта.

Сукиев перебрался в Казахстан и принялся развивать шодсанлат там: обучал всех желающих и делился своим опытом в интернете. Работая в Казахской академии спорта и туризма, Магомед-Гирей подготовил несколько успешных спортсменов.

Возвращение домой

В 2013 году про национальный бой вспомнили в Ингушетии. Глава республики Юнус-Бек Евкуров предложил Магомед-Гирею переехать на Кавказ. Отцу пятерых детей пообещали выделить просторную квартиру, а главное, создать комфортные условия для тренировок. И Сукиев вернулся домой. Квартиру, правда, пока не дали. Но гуру шодсанлата готов жить и в съёмном жилье, лишь бы была возможность заниматься любимым делом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему ингуши не боятся мертвых
Кладбища и их обитатели — любимые образы страшных сказок и фильмов-ужасов. Но ингушей такие триллеры не пугают — у них с мертвецами вполне добрососедские отношения

Первую секцию шодсанлата открыли пять лет назад в лицее № 1 Магаса. Позже на занятия по этому виду спорта стали записываться и школьники на малой родине Магомед-Гирея — в селе Барсуки. Со временем дисциплину стали осваивать на уроках физической культуры в школе № 1 Магаса, где также появилась секция шодсанлата.

— Когда я в Барсуках стал приглашать школьников в секцию шодсанлата, меня засыпали вопросами, — вспоминает Магомед-Гирей. — Узнав же, что это такой универсальный бой, благодаря которому можно одолеть любого противника, многие загорелись. И в мою секцию сразу записалось больше 30 мальчишек. Потом они привели своих друзей, а те — своих. Республиканские власти помогли мне найти мастеров единоборств, из которых я лично «вылепил» тренеров по шодсанлату.

За полтора года число учеников достигло 200 человек, и оно продолжает расти. Национальным боем заинтересовались даже девочки. Для продвижения национального единоборства Сукиев и подготовленные им тренеры разработали спортивно-соревновательный проект с правилами поединка и судейства. Создали и спортивную федерацию шодсанлата. Стали устраивать мастер-классы для сотрудников спецподразделений МВД.

— Моя мечта — проводить чемпионаты по этому виду спорта в родной республике и приглашать на них мастеров из разных регионов, — говорит «отец» универсального боя.

Два в одном

В чем же уникальность ингушской борьбы? Шодсанлат похож одновременно на разные виды единоборств, но, по словам Сукиева, только в нем приемы самообороны могут применяться и на ринге. Кроме того, в шодсанлате есть и элементы хореографии. Как утверждает мастер, некоторые заимствованные из борьбы ушу приемы очень напоминают национальный ингушский танец халхар, местную разновидность лезгинки.

— Если коротко, в ингушском бое удары наносят ногами так же, как в тхэквондо, руками — как это делают боксеры, а высокие амплитудные броски выполняем как борцы. На то, чтобы всё это органично переплести, у меня ушли годы, — говорит Магомед-Гирей. — Но есть и несколько принципиальных отличий. Например, запрещены проходы в ноги, при этом мы широко применяем броски с захватом в шею и упором в челюсть, активную блокировку конечностей. Важно и то, что шодсанлат — это два в одном. Есть чисто спортивная его разновидность и так называемая прикладная. Элементы одной можно легко применить в другой, чего не скажешь о других единоборствах.

Но и это не главное, утверждает мастер. Девиз бойца, владеющего шодсанлатом: «Будь гибким, как плеть». Кстати, «удар плетью» — один из вариантов перевода с ингушского слова «шодсанлат». По словам Сукиева, гибкость здесь больше, чем просто молниеносная реакция на выпад противника.

— Для меня любое единоборство — это не только поединок, в котором нужно во что бы то ни стало одолеть противника, а философия, если хотите, специальный метод воспитания. Быть гибким, в частности, означает то, что человек должен уметь принимать быстрые и правильные решения. На это я настраиваю детей в первую очередь. Вспомните монастырь Шаолинь. Там ведь не просто учили правильно драться. Это была школа жизни. Я хочу добиться подобного.

Спорт республиканского масштаба

Спустя пять лет ренессанс национальной борьбы республиканские власти решили закрепить строительством спортивного центра для занятий шодсанлатом. В этом году будет завершен проект здания. Открыть центр стоимостью более 100 млн рублей планируют в 2019 году.

Комплекс общей площадью 1,5 тысячи кв. метров сконструируют в форме солярного знака — одного из символов Ингушетии. За состязаниями борцов смогут наблюдать 500 зрителей.

Кроме того, по поручению властей в каждом районе республики в течение 2018 года должна быть открыта хотя бы одна секция шодсанлата.

По словам Магомед-Гирея, интерес к этому виду спорта уже проявляют и за границей, правда, пока благодаря бывшим соотечественникам. Так, в Норвегии уже несколько лет шодсанлат развивают представители ингушской диаспоры.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Чемпионка России по карате Камила Борадзова: «Женский спорт не терпит поблажек»
Осетинская спортсменка — о том, почему она предпочла боевые искусства танцам и могут ли женщины быть сильнее мужчин
«Степные богатыри». В Ставрополе прошел всеногайский турнир по вольной борьбе
Зачем борцу плетка, кто такие палваны и откуда есть пошла вольная борьба — в нашем репортаже с международных состязаний юниоров
Абдулрашид Садулаев: «Спорт — как женщина. Если уделять ему мало времени, начинает капризничать»
Шестикратный чемпион мира по вольной борьбе — о вкусе победы, друзьях и соперниках и о том, почему не посвящает победы жене
Три тысячи метров над уровнем моря. Как прошло восхождение на Столовую гору в Ингушетии
Первым ожидаемо пришел скайраннер, третьим — фермер-горец. Но и наш фотограф Иван Губский показал неплохой результат
«Оскар» по-кавказски. Объявлены победители кинофестиваля «Золотая башня»
В Ингушетии вручили награды X Международного кинофестиваля «Золотая башня». Приз нашей редакции достался фильму «Большие змеи Улли-Кале»
«Золотая башня»: представляем фильмы X Международного кинофестиваля в Ингушетии
Одна из конкурсных картин получит специальный приз от редакции портала «Это Кавказ» — информационного партнера кинофестиваля
Полная версия