Люлька — бешик — представляет собой узкую прямоугольную кроватку на высоких ножках, которые попарно соединены закругленными перекладинами, обеспечивающими функцию качалки. На протяжении веков в конструкции ничего не менялось, ей активно пользовались в старину, она была почти в каждом доме в ХХ веке. Люльки похожего вида имеются и у других народов на Кавказе и за его пределами.
Сегодня есть и противники использования традиционных люлек, и сторонники. Среди первых зачастую — врачи. Так, например, заведующая отделением новорожденных Перинатального центра КБР, врач-неонатолог Аминат Кумукова отмечает сразу несколько возможных негативных факторов влияния на детский организм: в люльке ребенка туго фиксируют, что может замедлять развитие мышц, мешать формированию двигательных навыков; при тугом пеленании с выпрямленными ногами повышается риск дисплазии тазобедренных суставов, неправильного формирования суставов; если люлька неровная или ребенок долго лежит в одной позе, возможна асимметрия черепа, создается лишняя нагрузка на еще не окрепший позвоночник; подгузники из ткани и специальные емкости для мочеиспускания при недостаточной гигиене могут вызывать раздражение кожи, инфекции мочеполовой системы; младенцу важно видеть лица, двигаться, реагировать на звуки и свет, а долгое пребывание в люльке уменьшает сенсорное развитие.
Танзиля Магомедова из Бабугента, напротив, за то, чтобы сохранить традиции, связанные с использованием старинных люлек. Она коллекционирует эти предметы, создает аксессуары для них и мечтает создать традиционное балкарское подворье, которое сможет посетить любой желающий.
— По одной из версий, слово «бешик» произошло от тюркских слов «беш» и «къариш», обозначающих соответственно число пять и единицу измерения, составляющую около 18 см. То есть люлька составляла примерно 85−90 сантиметров в длину. Современный стандарт — 30 на 90 см.
На протяжении многих лет форма люльки остается неизменной. Продуманность всех деталей говорит о любви к ребенку, заботе о его комфорте и здоровье. Люльки никогда не раскрашивали в яркие цвета, а в конструкции не использовали гвозди.
Бешик — не просто кроватка для малыша, а символ начала новой жизни, продолжения тукума, рода. Это первый дом ребенка, защита и оберег от злых сил и дурного глаза. В одной колыбели часто вырастают несколько поколений детей. Например, у меня хранится люлька мамы, которую сделал мой дедушка почти 70 лет назад. В ней выросли моя мама, тети и дяди, их дети.
Наши предки разработали особую систему для поддержания сухости в колыбели. Ее основа — сыппа (трубка для отвода мочи из берцовой кости барана, в наши дни трубку делают из стекла, что делает процесс соблюдения гигиены проще — ред.). В перине, матрасе делали специальное отверстие, а в дырку на дне люльки подвешивали сосуд. Такая нехитрая конструкция сохранилась до сегодняшнего дня, она обеспечивает сухость ребенка во сне.
— К люльке всегда относились с особым трепетом. Нельзя было переносить ее вдвоем или раскачивать пустую. Ни в коем случае не разрешалось оставлять одеяльце раскрытым после того, как ребенка забирали из люльки.
Перед тем, как положить малыша в люльку впервые, в нее укладывали кошку, верили, что так сон будет спокойным. Еще пекли пять пирогов с начинкой из мяса или сыра. Два пирога клали в изголовье, один посередине и два в ногах. После этого мать и женщина, которая перерезала пуповину ребенка, молча — иначе ребенок будет плаксивым — съедали три пирога, а два других, лежащих в ногах, выбрасывали. Считалось, что таким образом из колыбели изгоняется все недоброе.
Через 7 дней после рождения ребенку стригли волосы, чтобы он рос спокойным. Пряди хранили на дне колыбели.
— Больше двух лет мы с мастерицей из Карачаево-Черкесии Лелей Пялировой создаем аксессуары для люлек — бешик керекле. Я придумываю эскизы и узоры, а она шьет их. В комплект входят плотный матрас, перинка, подушка, одеяла, пеленки, распашонки, ленты. По традиции, его новорожденному дарит бабушка по матери.
Раньше одеяло предпочитали делать из бархата с тесьмой или кружевами. Наколенная подушечка для фиксации ног ребенка украшалась особенно богато. Сейчас иногда заказывают вышивки с родовыми тамгами. Традиционно матрасы набивали обработанной шерстью или сенной трухой, позже — ватой. Сейчас это современные гипоаллергенные материалы.
Когда я начала этим заниматься, многие не понимали, для чего все это. Но сейчас в месяц заказывают от двух до пяти комплектов. За все время я продала не меньше ста комплектов вместе с люлькой. Их отправляли даже в Турцию и США.
Приходится слышать, что люлька вредит здоровью младенца. В нашем народе не принято говорить о своих детях, но у меня четверо сыновей и все они выросли в бешик. Я уверена: ничего удобнее люльки бешик для ребенка и матери еще не придумали. Люлька облегчает жизнь женщине — нет необходимости укачивать ребенка на руках. Пока он спит, можно заняться домашними делами. Но самое главное — в зафиксированном состоянии младенец находится в безопасности, он более спокойный и высыпается. За счет пеленания обеспечивается неподвижность, а значит, он не поцарапает себя, не испугается того, что шевелит ручками или ножками.
Очень хочется сохранить традиции и культуру балкарского народа. Поэтому в планах — создать брошюрку и отдавать ее вместе с люльками, чтобы молодая семья знала и сохраняла традиции, связанные с рождением ребенка.