Современные дагестанские свадьбы заметно отличаются от традиционных, говорит этнограф, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН Фатима Гаджалова. С этим мнением согласен и организатор торжеств Тимур Кунбутаев. Эксперты поделились, куда движется свадебная мода и каким было это событие раньше.
Раньше традиционная дагестанская свадьба длилась несколько дней. Подготовка начиналась за неделю: забивали бычка, заготавливали угощения, распределяли обязанности. В первый день молодежь собиралась в доме невесты, приходили сваты с подарками, а также проводился обряд исламского бракосочетания — магар (позже закрепился арабский термин «никях»).
На второй день свадьба перемещалась в дом жениха, параллельно проводился обряд перехода невесты в другую семью. В некоторых селах — например, в Гергебиле — процесс растягивался на целый день.
— Девушка шла из своего дома к жениху буквально по принципу «шаг вперед — два назад», растягивая обряд чуть ли не на целый день. Есть даже поговорка: «Медлительная, как гергебильская невеста». Само собой, девушка не присутствовала на торжестве и супруги не могли даже пообщаться. Обряд открывания лица проводился на третий день, — отмечает Фатима Гаджалова.
На свадьбе невесту и ее родственниц одаривали отрезами ткани, украшениями, утварью. В некоторых селах раньше приданое и подарки даже вывешивали перед домом, чтоб все могли оценить их. Состав «чемодана» — слово закрепилось с советских времен, когда сторона жениха приносила невесте подарки в чемоданах, — также менялся с годами. В далеком прошлом ругуджинская свекровь преподносила невестке серебряный браслет, в советское время — золотые часы.
— Мне, например, как кубачинке свекровь подарила старинную фарфоровую тарелку, — делится Фатима. — Сегодня же дарят просто деньги. Мода есть и на калым. Если несколько лет назад невеста просила в «чемодан» шубу, то теперь заказывает айфон.
Перемены коснулись и числа гостей. Раньше их количество доходило до 1500. По словам Тимура, сегодня есть тенденция к свадьбе в 150 человек, но стандарт — около 500. Огромные торжества уже не делают.
Среди всех дагестанских свадеб особняком стоят кубачинские. В этом знаменитом селе мастеров до сих пор соблюдают древние обряды и традиции.
— Одна из особенностей кубачинской свадьбы, где бы она ни игралась, — это традиционный танец. Женщины в роскошных парчовых платьях, передающихся из поколения в поколение, надевают свои великолепные платки-казы, по вышивке на которых можно определить их семейное положение и достаток, и выходят в общий круг, — рассказывает Тимур Кунбутаев.
Если свадьба проходит в селе, то это, как правило, август. Негласно именно в это время кубачинцы, где бы они ни жили, берут отпуск и приезжают в родное село, чтобы пообщаться с другими приехавшими из разных регионов страны земляками.
Сегодня в Дагестане нередко встречаются, как их называют сами организаторы, свадьбы-мавлиды — это тихие религиозные торжества без музыки и танцев. В прямом смысле слово «мавлид» обозначает празднование дня рождения пророка Мухаммада. Набирают популярность и «столовые» свадьбы, говорит Тимур Кунбутаев.
— Это когда пришли, поели, оставили деньги и ушли. Обычным делом становятся городские свадьбы в обеденный перерыв рабочего дня, такие чаще проводят в Махачкале. В Дербенте, где застолья начинаются в шесть вечера, такие свадьбы иронично называют утренниками, — делится организатор.
Бывают и совсем необычные по формату свадьбы. Например, для выходца из аварского села Ругуджа Тимур проводил праздник в формате иммерсивного театра — ведущие рассказывали про обычаи села и задействовали в представлении настоящих жениха и невесту.
Глобализация и европейское влияние сделали свое дело, считает Фатима Гаджалова. В моду у дагестанцев вошли банкеты в ресторанах, белые платья невест, торжественное разрезание торта, бросок букета, профессиональные ведущие и заказные шоу-программы. Европейские блюда прочно заняли свое место рядом с вареным мясом, хинкалом и курзе.
— Традиционные свадьбы — это всегда большой труд. Люди хотят облегчить себе организацию процесса и обеспечить комфорт, предпочитая банкетные залы домашним застольям. Обряды становятся короче, а организацией праздника занимаются наемные работники, — рассказывает Гаджалова.
По словам Тимура Кунбутаева, национальную идентичность все же стараются сохранить в нарядах, а также за счет включения в программу национальной музыки, танцев и декора.
— Иногда аксакалы выходят и поют вместе с молодым поколением, — уточняет Тимур. — Балхарцы облачают невесту в особый костюм, в котором она танцует с подружками. Есть танец женщин с чалахай — шелковыми платками ручной росписи.
Национальные дагестанские мотивы популярны и среди приезжих. Некоторые специально приезжают в республику, чтобы сыграть свадьбу.
— У нас был целый самолет из Воронежа, 150 человек, — рассказывает организатор. — Ребята хотели сыграть здесь свадьбу с элементами традиционного дагестанского торжества. Из Казани приезжали, мы сделали им свадьбу в Кубачи: гостей нарядили в традиционную одежду, организовали переход невесты в дом жениха, для женщин провели мастер-класс по приготовлению яичных курзе, а мужчины занимались резьбой по металлу. Было и традиционное свадебное шествие по селу, жители с удовольствием присоединились.
Другая тенденция — межнациональные свадьбы, говорят эксперты. И это неплохо, ведь представители разных народов обмениваются культурой и традициями, что так естественно для Дагестана — самой многонациональной республики России.