Маленькое живописное селение Дзивгис в Алагирском районе Северной Осетии спряталось между холмами Куртатинского ущелья на левом берегу реки Фиагдон, что в сорока километрах от Владикавказа. Время не пощадило Дзивгис — сейчас здесь живут всего несколько семей, многие жители уехали, а дома разрушаются. Но посмотреть есть на что: село — почти музей под открытым небом.
Дзивгис издавна считался культурным и духовным центром Куртатинского ущелья, в том числе потому что здесь расположен самобытный культовый комплекс, посвященный покровителю мужчин, — Уастырджи.
С древним святилищем связана легенда. Однажды в Куртатинском ущелье посреди лета выпал сильный снег. Все вокруг стало белым-бело. Вдруг жители селения Дзивгис увидели, что одно место совершенно не тронуто снегом. Это было так необычно, что они решили посмотреть, в чем дело. Пробрались сквозь глубокий снег к этому месту и обнаружили в центре покрытой зеленой травой поляны две горячие надочажные цепи. От цепей исходил пар, а земля вокруг них была совершенно бесснежной. Люди поняли, что это дар небес, и решили построить на этом месте святилище.
Куртатинцы и сегодня поклоняются этому дзуару (в осетинском языке слово «дзуар» имеет несколько значений — крест, святилище, святой). К надочажной цепи, что подвешена в святилище к потолку, подходят за благословлением девочки и женщины, а к той цепи, что висит на улице на двери храма, — мальчики и мужчины. Сюда приводят невест. Здесь получают напутствие на благое дело. Цепи считаются имеющими особую силу как связующее звено между Всевышним и человеком.
С приходом в Осетию христианства древнее святилище в Дзивгисе неоднократно пытались перестраивать в христианскую церковь. А сам образ небожителя — покровителя мужчин — стал ассоциироваться у осетин со Святым Георгием. Уастырджи с осетинского переводится дословно так: «уас» — святой, «стыр» — великий, «джи» — Георгий. Однако сами обряды остались неизменными.
Два старинных церковных колокола над аркой при входе на территорию храмового комплекса — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах как приношения, дабы «на глас их приходили осетины прославлять Троицу».
И по сей день в Дзивгис на праздник Святой Троицы, который по православному календарю отмечается в конце мая — начале июня, съезжаются паломники не только из Осетии, но и со всей России и даже со всего мира. В этот день храм открывают для праздничной службы.
Но самый почитаемый в Дзивгисе праздник — неделя поклонения Уастырджи, которую ежегодно широко отмечают во второй половине ноября. Она совпадает с сезонным праздником завершения сбора урожая. С начала XX века укоренилось грузинское название праздника — Георгоба, по-осетински — Джеоргуба.
Начинается Джеоргуба в воскресенье с заклания быка или барана, которого специально откармливают к этому дню. В понедельник каждая семья возносит молитву у себя в доме, а потом соседи устраивают общее застолье. Следующий понедельник — проводы праздника. Накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Всевышнему, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению.
Стол в осетинской традиции — это алтарь. За столом осуществляется молитва. К приготовлению жертвенных пирогов и ритуального пива допускаются только люди с чистой репутацией. На столах не должно быть излишеств, а присутствующие не перебивают старшего, не сквернословят и не курят.
При каждом значительном святилище в Осетии есть свой главный дзуарлаг (буквально «мужчина святилища») и несколько его помощников. Смотрители организуют храмовые праздники, следят за соблюдением ритуалов, ведут учет пожертвований. Эти люди составляют особую касту и пользуются большим авторитетом не только у односельчан, но и у всех жителей Осетии. Должность переходит по наследству от отца к сыну.
Свой потомственный хранитель в четвертом поколении есть и у дзивгисского святилища — это Казбек Елканов.
Если вы приехали в Дзивгис и нашли культовый комплекс закрытым, поищите дом хранителя святилища. Сделать это очень просто. Само здание тоже местная достопримечательность. Дом стоит у подножья святой для осетин горы Кариухох и буквально встроен в нее. Скала выступает в качестве естественной стены дома, а вместо водопровода течет родник. Можно зачерпнуть чистейшей родниковой воды, лишь открыв дверцу деревянного люка на полу в углу комнаты, которая служит одновременно и кухней, и гостиной.
Соседство современного телевизора, стиральной машины и газовой плиты с печкой на дровах и надочажными цепями, висящими на каменной стене, поначалу удивляет. Но, проведя в доме немного времени, ощущаешь, как сохраняет домашнее тепло и уют, казалось бы, холодная и безжизненная скала.
Наверное, поэтому старый дом хранителя дзивгисского святилища почти никогда не пустует: то сосед зайдет поделиться новостями, то паломник или любопытствующий турист заглянет погреться и поинтересоваться местными достопримечательностями. А их в Дзивгисе в избытке.
Помимо святилища в Дзивгисе, на стыке дорог, находятся впечатляющие наскальные крепости. Они образуют вокруг горы Кариухох целый комплекс.
Дзивгисская пещерная крепость, возведенная предположительно в
Однако путешественник может попросту не заметить дзивгисскую пещерную крепость: она почти сливается со скалой. Ориентиром послужит древняя башня справа у входа в село. Около башни нужно повернуть налево и пройти вдоль забора, который и приведет к тому самому пролому в основном укреплении. Здесь же находится табличка, установленная местными жителями.
А выше святилища, на холме недалеко от селения, сохранились старинные фамильные усыпальницы — небольшие каменные сооружения, словно выросшие из земли. Холодные, мрачные склепы, от которых так и веет смертью, напоминают о скоротечности жизни.
В Дзивгисе можно увидеть все возможные виды склеповых захоронений, которые когда-либо существовали у осетин: подземные, полуподземные и надземные; с четырехскатными, двухскатными и плоскими крышами. В больших многоярусных гробницах хоронили целыми родами. В каждом склепе есть небольшое квадратное отверстие — «окно», через которое хорошо видно все, что находится внутри.
Местные жители и хранитель святилища предупреждают гостей и туристов, что Дзивгис — место с особенной, сильной энергетикой. Не стоит брать чужое, обламывать ветки деревьев, неуважительно относиться к захоронениям… Наказание от высших сил, утверждают здесь, последует незамедлительно.
Традиционное мировоззрение осетин включает в себя три измерения: обитель Всевышнего, мир живых и мир мертвых. Дзивгис — яркий тому пример. В селе люди рождаются и живут, в святилище взывают к высшим силам, а после смерти переселяются в город мертвых. Все проходит, сменяясь в вечном круговороте.