Туризм
Гендиректор группы «Мантера»: За годы строим то, на что у Европы ушла сотня лет
27 мая, 2025
Эксклюзивное интервью спецпроекта ТАСС «Это Кавказ» с гендиректором группы «Мантера» Вадимом Трукшиным — о поддержке властей, дефиците кадров и будущем «Архыза»

Вы занимаетесь развитием туристической инфраструктуры в Карачаево-Черкесии. С какими вызовами сталкиваются инвесторы на Северном Кавказе?

— Если говорить о Северном Кавказе не как о регионе, а как о географическом пространстве, то в этом году мы запускаем еще один курорт — «Лагонаки». И могу сказать, что вызовы в строительстве на этих территориях в целом схожи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
От минералки до ветряков. Чем удивляет выставочная экспозиция КИФ-2025
Мини-бювет с ароматом роз, слоны из зерен, макеты бальнеологического отеля «Аманауз» и целого Каспийского кластера. Рассказываем, что представили регионы Северного Кавказа на выставке КИФ-2025

Для нас стало приятным сюрпризом то, насколько слаженно работают региональные власти. И глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, и глава Адыгеи Мурат Кумпилов организовали взаимодействие с инвестором на высоком уровне. Я искренне благодарен за такой подход — для нас был создан режим максимального благоприятствования.

Основные сложности, на мой взгляд, лежат не столько в сфере взаимодействия с властями, сколько в общих организационно-хозяйственных вопросах. Прежде всего это рабочая сила, вернее, ее нехватка. Сегодня большая часть квалифицированных подрядчиков задействована на масштабных стройках, особенно на новых территориях. В результате внимание к другим регионам снижается — и мы это понимаем.

Тем не менее дефицит рабочей силы остается для нас серьезным вызовом. Особенно с учетом специфики — речь идет о строительстве в высокогорье, что требует особого подхода.

«Лагонаки» — это курорт на территории Адыгеи, верно? Расскажите о нем подробнее.

— Курорт планируется полностью построить к концу 2032 года. Сейчас проводятся инженерные исследования, необходимые для завершения проектирования горнолыжного компонента. Непосредственно к строительству мы планируем приступить в следующем году.

Курорт будет круглогодичным: в зимнее время ориентирован на горнолыжный туризм, а в летнее — на рекреационный, приключенческий и экологический. В гостиницах запланировано не менее 2 тысяч мест, рядом будет проложено 35 км трасс для катания и 10 подвесных канатных дорог.

«Лагонаки» имеет все предпосылки для создания главного туристического центра региона: здесь удобный рельеф для горнолыжных склонов, удобное географическое положение, уникальная природа. Емкость всесезонного курорта — 6 тысяч гостей единовременно.

Как вы выбираете резидентов? Как строится работа с инвесторами?

— Тут все прозрачно. Существует методика, разработанная Министерством экономического развития России. Она опубликована на сайте управляющей компании и доступна для всех. Мы приглашаем инвесторов, которые соответствуют профилю особой экономической зоны «Архыз» — то есть ориентированы на развитие туристической и гостиничной инфраструктуры.

Особенно мы заинтересованы в партнерах, которые сфокусированы на сервисах, необходимых туристам. И речь не только о проживании — гостиницы и рестораны, как правило, в центре внимания, но у нас эта ниша уже спланирована.

По проекту мы обязаны обеспечить до 2030 года не менее 8000 мест размещения. Скорее всего, выполним этот план досрочно. Поэтому сейчас нам особенно нужны сервисы, которые будут обслуживать растущий поток гостей. Причем это должны быть современные, продвинутые решения.

Наши курорты, в отличие от европейских, развиваются стремительно. То, на что в Европе уходило 50, 60, а то и 100 лет, мы реализуем за 5−10. Поэтому у нас передовой опыт и передовая инфраструктура. Отдельно я хотел бы отметить, что без поддержки Министерства экономического развития, компаний Кавказ.РФ и Туризм.РФ ни один из наших проектов не состоялся бы.

Коллеги из Кавказ.РФ вырастили «Архыз» за предыдущие десятилетия, и, собственно говоря, мы продолжаем его развивать с тем же высоким темпом. Что касается Туризм.РФ — благодаря их участию в проекте «Лагонаки» мы уже в этом году выходим на стройку, как я упоминал ранее.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Тайны Железноводского парка
Мы узнали, что скрывают камни и тропы одного из старейших курортов Кавказа и почему сюда до сих пор возвращаются не только туристы, но и исследователи
Шило-гора: как добраться до священной вершины Дагестана и кому не стоит туда идти
Вместе с опытным альпинистом разбираемся, почему эту гору сравнивают со швейцарским Маттернхорном, какой требуется уровень подготовки для восхождения и когда можно его совершить
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Инвестиции, туристический налог, подготовка гидов и целевые места в вузах
О том, как Северная Осетия развивает индустрию гостеприимства, в интервью «Это Кавказ» рассказал министр экономического развития субъекта Марат Сокаев
Дербент: заглянуть в подземелье
Уникальное подземное водохранилище открыли для посещения в Дербенте. Новый туристический объект уже пользуется популярностью среди гостей древнего города
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
Полная версия