Отдыхающие в здравницах Кавказских Минеральных Вод, возможно, скоро смогут не только пройти здесь оздоровительные процедуры, но и продегустировать местные вина, они на Ставрополье разнообразны. Недавно президент
Однако за пределами санаториев удалось найти и критические мнения — от нежелательности выходить за рамки винотерапии до необходимости сохранить запрет и жестко разделить потребление спиртного и лечебный отдых. В министерстве культуры с этим не согласны и считают, что продажа алкоголя в специально отведенных местах никак не помешает тем, кто приехал сюда с целью поправить здоровье.
— Зайти в лобби-бар, заказать рюмку коньяка — это всемирная практика, это только плюс нашим курортам. Ведь часто люди и не едут на отечественные курорты из-за того, что они не предоставляют все то, что дают зарубежные, — гендиректор санатория «Русь» в Ессентуках Владимир Григорян уверен, что отмену запрета поддержат все руководители здравниц.
Он вообще сторонник разрешить продавать и более крепкие напитки.
— В гастроэнтерологии бывают случаи, когда сами врачи советуют: лучше выпить 50 граммов хорошей водки, чем бокал кислого вина, пива. А если человек намерен крепко выпить — он всегда найдет возможность обойти любые запреты.
Замминистра культуры Ставрополья Юлия Косарева, курирующая санаторно-курортную отрасль, тоже не против винотерапии, если та будет четко регламентирована.
Косарева напоминает, что запрет на алкоголь распространяется на 132 здравницы Кавказских Минеральных Вод, и для этого региона его снятие очень даже актуально. По ее мнению, не нужно ограждать людей от того, чего они сами не ищут: приезжающие именно на лечение не будут употреблять спиртное.
Чиновница в курсе, что здравницы заинтересованы в отмене ограничений — заинтересованы в том числе и потому, что сдают свои банкетные залы для проведения праздников, банкетов, ужинов. Запросы от них поступают, признает она, но подчеркивает, что право торговать алкоголем не должно распространяться на чисто лечебные учреждения — больницы и клиники.
— Нужно четко понимать, что имеется в виду разрешение на употребление спиртных напитков в местах общественного питания. То есть в барах, ресторанах, кафе, которые находятся на территории санатория, — говорит она. — Снятие запрета абсолютно не значит, что будет продажа алкоголя в столовых лечебного питания, там, где проходит лечебный процесс.
Замминистра Косарева не видит здесь проблемы, как раз наоборот: не имея возможности употребить бокал вина или рюмку коньяка, отдыхающие выйдут в соседний магазин и купят там целую бутылку — меньше ведь не продают. Владимир Григорян добавляет: бутылка к тому же может оказаться контрафактом, а в санаториях следили бы за качеством алкоголя.
— При этом люди в подпитии часто теряют документы и деньги, говорит Григорян. — Вероятность этого в санаториях меньше: персонал проследит, чтобы человек ничего не забыл и без приключений дошел до своего номера.
И.о. директора Пятигорского государственного НИИ курортологии ФМБА Андрей Подлесный признает, что сходить в соседний магазин не проблема, но с остальными согласен далеко не во всем.
— Да, и сейчас можно выйти купить за территорию, все равно это уже будет не на территории. Двойственное у меня отношение, однозначно сказать не могу, — говорит он.
Председатель Содружества санаторно-курортных учреждений Кавказский Минеральных Вод Евгений Никитин вообще считает запрет на алкоголь в санаториях лицемерием.
— Люди приезжают к нам не только лечиться, но и отдохнуть культурно. И все это лучше делать на территории санатория. Мы убедились на практике, что те, кому надо выпить, идут в ближайший магазин, берут там неизвестно что, и дальше начинается бесконтрольное употребление спиртных напитков. В санатории все может быть под контролем, качественно.
Он тоже считает, что можно разрешить и крепкие напитки, но только благородные. Лучше коньяки. Винотерапию же называет признанной мировой практикой, и ставропольские вина, по его мнению, для этого вполне подойдут.
Наталья Пархоменко, директор пятигорской туристической фирмы «Лайт», продающей путевки в том числе и в санатории Кавказских минеральных вод, высказалась категорически против продажи спиртного на территории здравниц.
— Считаю, что люди едут к нам за здоровьем, и спиртного в санатории быть не должно. Они же едут лечиться: пьют минеральную воду, принимают процедуры, диета, только тогда от лечения будет результат.
Она не против того, чтобы отдыхающие пили вино или что-то покрепче, напитки можно легко найти в отелях, где останавливаются те, кто приехал просто погулять и посмотреть достопримечательности. В санатории же люди едут за здоровьем, а не пить, подчеркивает она.
Не тронули Наталью и разговоры о винотерапии: по ее словам, она и ее коллеги на Кавминводах ее никогда не видели. Для употребления вина в лечебных целях, — говорит она, — подойдут, например, рестораны или фирменные магазины винодельческих предприятий.
У и.о. директора Пятигорского государственного НИИ курортологии ФМБА Андрея Подлесного отношение к проблеме «двойственное».
— Может быть, только в лечебных целях, как винотерапия, субкультура, старые традиции… В других целях — нежелательно.
Если разрешать, то только вино, резюмирует он. И добавляет: «Но зачем продавать алкоголь на территории, есть специальные места?».
— Санаторий «Русь» готов купить лицензию на торговлю алкоголем и точно не поднимет после этого цены на путевки, — говорит его директор Владимир Григорян. Да и другие не будут задирать ценник, уверен он.
Согласен с ним и Андрей Подлесный из НИИ курортологии: стоимость путевок не вырастет. Кроме того, санаторий может лицензию и не покупать, выбор за ним — торговать на своей территории алкоголем или не торговать. Замминистра культуры Юлия Косарева, согласившись с тем, что цены не вырастут, уточнила, что покупать лицензию должны будут не санатории, а расположенные на их территории кафе и бары.
Евгений Никитин, глава Содружества санаторно-курортных учреждений КМВ, подчеркивает, что покупка лицензии не только не поднимет цены на путевки, но и не увеличит собственно ее себестоимость.
— Для санаториев будет ненакладно купить лицензию. На стоимости путевки это абсолютно не отразится. Зато повысит сервисные возможности здравницы. Человек хочет отдыхать нормально, не чувствовать себя каким-то изгоем или смертельно больным, которому «все нельзя».