В Мамисонском ущелье планируют создать горнолыжный курорт мирового класса. Минимальные требования эталонного горнолыжного курорта — 15 километров трасс, две канатные дороги и 700 койко-мест в отелях — осетинский проект превосходит с большим запасом. О его реализации рассказал помощник главы Республики Северная Осетия-Алания и руководитель проекта всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон» Олег Карсанов.
После многолетнего затишья (сказались и санкции, и финансовые кризисы) в Мамисонское ущелье вновь поднялась строительная техника. В районе селения Калак возводят открытую парковку и многофункциональный центр. Здесь разместят торгово-развлекательные объекты, фудкорты и прокат снаряжения, а также нижнюю станцию канатной дороги.
Вокруг вырастет туристический городок с гостиницами и ресторанами. Уже строится трехзвездочный отель на 500 мест, на уровне фундамента два четырехзвездочных отеля. «Якорным» инвестором выступает известный осетинский бизнесмен Владимир Гуриев, он же возведет ресторан на 200 гостей.
Соглашения подписаны еще с тремя инвесторами. Все они намерены строить отели такой же категории. Вместо планируемых 15 лет назад 775 койко-мест вместительность курорта уже на первом этапе вырастет до 3 500 человек. Номер можно будет снять не только в дорогой гостинице, но и в отеле уровня эконом или в хостеле.
Ниже по ущелью построят общежитие для персонала на 300 коек. При нехватке мест для туристов объект можно будет за полгода переделать под трехзвездочную гостиницу.
Об интересе к осетинскому курорту недавно заявил еще один крупный инвестор — группа компаний «Гранит», построившая горнотуристический центр «Газпром» и курорт «Альпика-Сервис» в Сочи. На стыке Кударского и Козского ущелий за 34 миллиарда рублей планируется возвести не только отели, но и собственную канатную дорогу.
Почти все склоны «Мамисона» уже выровнены. Нижняя станция разместится на уровне 2040 метров над уровнем моря, верхняя — 4080 метров. Такой высоты нет на соседних горнолыжных курортах, и она позволит кататься на лыжах и сноуборде практически круглый год.
В планах — строительство шестикресельной канатной дороги и десятиместной гондольной. «Доппельмайр», один из известнейших мировых производителей этого вида транспорта, из-за санкций отказался выполнять работы и вернул деньги заказчикам. Тянуть канатку в гору будет российская компания «Руслет». Задача — запустить подъемники к сезону 2024/2025.
Над основной деревней построят промежуточную станцию, с которой отроется панорама ущелья. Здесь будут стоять VIP-домики с выездами на трассу из номеров.
Общая протяженность склонов на первом этапе составит 20 километров. На следующей стадии добавятся больше 30 километров трасс. Верхний участок, ведущий к станции на 4080 метров, не сильно увеличит метраж, зато разнообразит катание опытным спортсменам.
Вопрос коммуникаций тоже уже решен. Сделали с запасом, чтобы избежать дефицита в будущем: две энергоподстанции общей мощностью 50 мегаватт, водозабор на 10 тысяч кубометров в сутки. К «Мамисону» провели кабели связи, отремонтировали тоннель. На случай экстремально «сухих» зим предусмотрена система оснежения.
У «Мамисона» статус особой экономической зоны. Отсюда и желание инвесторов вкладывать средства. Земли под строительство бизнесмены получают бесплатно, как и присоединение к коммунальным сетям, хотя обычно на это уходят сотни миллионов рублей. Есть и налоговые послабления.
Вложение во всесезонный курорт — это длинные деньги, считают эксперты. Гостиницы и рестораны окупятся в течение 12−14 лет. При этом заполняемость «Мамисона» гарантирована, ведь в России дефицит зимних курортов. Отсюда и высокие цены на горнолыжный отдых. По мнению опытных спортсменов, в городах есть учебные склоны, но профессиональных курортов с трассами разной сложности в стране лишь несколько.
Кавказские курорты планируют объединить в цепь по типу европейских. Российский маршрут можно будет начать на Красной поляне, продолжить на Архызе и в Приэльбрусье, а завершить в Мамисонском ущелье. На каждом курорте туристам предложат провести по два-три дня, чтобы разнообразить катание.