{{$root.pageTitleShort}}

Дорога к храму: путешествуем с интерактивной картой по древней Осетии

В Северной Осетии готовятся к 1100-летию крещения Алании и рассказывают, где интересно побывать и туристам, и паломникам
411

К выходу в свет готовится фундаментальный труд: свод памятников истории и культуры Северной и Южной Осетии.

— Это первый свод памятников культурного наследия Осетии, выполненный в современном формате, — рассказывает о работе археологов и ученых Михаил Мамиев.

Михаил — старший научный сотрудник Института истории и археологии Северной Осетии, кандидат исторических наук и один из авторов издания.

— Оно включает сведения о более чем полутора тысячах памятников истории и культуры, расположенных на территории двух республик. Его планируется выпустить в конце этого года. Издание будет дополнено интерактивной картой. Переиздавать книгу — дорогое удовольствие, а вот карта постоянно сможет пополняться данными о вновь выявленных памятниках, — говорит ученый.

Проект реализуют в преддверии 1100-летия крещения Алании, которое отметят в 2022 году. Работали над ним сотрудники Института истории и археологии республики, государственного учреждения «Наследие Алании» и республиканского Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия.

Самобытная столица

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке

Ориентируясь на интерактивную карту, туристы смогут самостоятельно спланировать свое путешествие. Начать можно, к примеру, с Владикавказа — камерного, спокойного и самобытного. Считается, что поселение здесь возникло еще 2000 лет назад, и доказательство тому — Владикавказское городище на окраине нынешней столицы.

Самое старое здание Владикавказа — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Из-за расположения на Осетинской горке в народе ее коротко называют Осетинской церковью. Православный храм, основанный в начале XIX века, единственный не был разрушен в годы советской власти. Около церкви — старый некрополь, где захоронены герои войн, представители творческой и научной интеллигенции. Здесь находится и могила основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова.

Суннитская мечеть — один из главных символов и одно из красивейших зданий Владикавказа. Ее строительство завершили в 1908 году на деньги бакинского нефтепромышленника, миллионера Муртазы-Ага Мухтарова, женатого на представительнице знатной осетинской фамилии Елизавете Тугановой. Красно-голубое здание с минаретами на берегу Терека стало одной из визитных карточек города.

Большой интерес представляет и здание архиерейской резиденции ХIХ века, где в прошлом году завершилась реставрация. Здесь размещены, в частности, храм святого князя Владимира, епархиальное управление, архиерейская резиденция, швейная мастерская, воскресная школа. В росписях преобладает тема духовной и исторической связи России и Алании.

Эстетическое удовольствие доставит гостям города и посещение лютеранской кирхи. Удивительное для юга России здание в готическом стиле уникально не только архитектурой: сегодня оно — филиал Мариинского театра.

Крепость в скалах

Выехав из Владикавказа в горы, стоит отправиться к одному из мощных фортификационных сооружений на Северном Кавказе — Дзивгисской наскальной крепости. На протяжении столетий этот оборонительный комплекс помогал местным жителям дать отпор врагам.

Время строительства крепости, по словам Михаила Мамиева, относится к XI-XII векам, но особую значимость она приобретает с конца 30-х годов XIII века.

— После того, как монголы захватили столицу Осетии — Магас, они взяли под контроль всю равнинную зону аланского царства. Суверенитет страны сохранялся на горной территории, где была выстроена хорошо организованная система контроля и обороны над магистральными путями. Врагу было сложно зайти в горные долины и перемещаться там. Дзивгисская наскальная крепость — один из ярких памятников той эпохи, памятник фортификации, благодаря которому контролировался вход из узкого ущелья в широкую Фиагдонскую долину, где из-за наличия значительного земельного фонда проживала основная часть населения этой области позднесредневековой Алании, — поясняет ученый.

В конце XIV века крепость все же захватили войска Тимура. Позже она утратила свое военное значение и была заброшена.

Удивительно, но путешественник может попросту не заметить Дзивгисскую крепость: она почти сливается со скалой. Ориентиром послужит башня справа у въезда в село Дзивгис. Внутрь крепости можно попасть, а неподалеку находится храм святого Георгия Победоносца. Вместе с наскальной крепостью и остатками старой поздневековой застройки Дзивгиса он составляет единый архитектурный комплекс. На холме недалеко от селения сохранились и старинные семейные усыпальницы.

У входа в храм святого Георгия Победоносца в Дзивгисе

Горные жемчужины

В селе Кесатикау находится еще один храм Святого Георгия. Он построен в 1858 году в традициях аланского церковного зодчества на фундаменте XI века — и это одно из немногих сохранившихся средневековых религиозных сооружений. Памятник вошел в список 14 объектов культурного наследия Северной Осетии, которые планируют отреставрировать к годовщине крещения Алании.

В храме, по словам руководителя компании «Скифос РСК» Петра Павлова, будут отреставрированы стены, воссозданы полы, кровля, алтарь, столярное заполнение. Планируют восстановить по сохранившимся фотографиям и небольшую колокольню. Все проектные решения уже согласовали с представителями фамилии Кесаевых: храм находится на территории фамильного села. Начать работы намерены в январе, а завершить — в конце ноября 2022 года.

В трех километрах от мужского Аланского Успенского монастыря, который считается самым высокогорным в России (он расположен на высоте около 1,5 тысяч метров), расположено селение Харисджин. Это последний действующий населенный пункт в Куртатинском ущелье. Название его с осетинского переводится как «местность, богатая ивами». Остальные села заброшены. Всего одни километр по грунтовой дороге — и вы увидите крошечную церквушку самой простой архитектуры, а рядом с ней — сторожевую башню, что характерно для аланской культуры.

Крошечный храм примечателен тем, что именно здесь находилась чудотворная икона Богородицы, несколько веков назад преподнесенная в дар храму представителями высшей грузинской аристократии. Икона долго пребывала в Куртатинском ущелье, и народная память сохранила немало связанных с ней чудесных историй. Рассказывают, что трижды за это время церковь сгорала до основания, и каждый раз икону находили неподалеку от храма. После того, как святыню перевезли в Моздок, она получила известность как Моздокская икона Богородицы.

История для курортников

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Лисри

Немало примечательных мест и вблизи будущего всесезонного горнолыжного курорта «Мамисон». Жемчужиной Мамисонского ущелья называют храм Успения Пресвятой Богородицы на юго-западной окраине селения Лисри. Построен он в 1902 году. Полукруглые арки, ровная каменная кладка и симметричность стен делают его изящным и живописным.

Селение Лисри — одно из немногих в Северной Осетии, где можно увидеть особенно большое количество боевых и жилых башен, здесь их насчитывалось около полутора десятков. А в селении Калак на левом берегу реки Мамисондон находится памятник архитектуры федерального значения «Оборонительная башня Гаева Беса».

Села Калак и Лисри, как и храм Успения Пресвятой Богородицы, восстановят до 2024 года, к завершению первого этапа строительства курорта. Это позволит туристам не только заниматься горнолыжным спортом, альпинизмом, парапланеризмом, рафтингом, но и наслаждаться экскурсиями.

Южная Осетия: уютный край

Путешественники без особых проблем могут посмотреть и на памятники культурного наследия Южной Осетии. Для пересечения границы потребуется лишь российский паспорт.

Горная дорога к Цхинвалу — столице Южной Осетии — петляет по серпантину, открывая удивительные по красоте ландшафты. Не доезжая до Цхинвала, путешественник встретит Тирский Богородицко-Рождественский мужской монастырь. Этот средневековый комплекс с храмом и колокольней, расположенный на живописном пологом склоне, перестал действовать в 2010 году.

В самом Цхинвале есть несколько храмов. К примеру, купольная церковь Святой Богородицы 1718 года постройки. В кирпичную и каменную кладку фасадных стен утоплены большие кресты, а арки купола храма подчеркивают его яркий облик.

— На кого-то из путешественников Цхинвал не производит впечатления, но большей частью в него влюбляются: он очень уютный и доброжелательный. Цхинвал сам по себе является памятником — благодаря застройке и самой атмосфере города, — считает Михаил Мамиев.

{{current+1}} / {{count}}

Росписи церкви Пресвятой Богородицы XII—XIV вв. на территории Тирского монастырского комплекса в селе Монастыр

Храм Пресвятой Богородицы в Цхинвале

Своя атмосфера и в городе Ленингор, в чьих окрестностях множество памятников культурного наследия. В основном это христианские храмы, датируемые до X века. Церковь Успения Богородицы в большом селе Хетагурово, возведенная в XIV веке, тоже вызывает интерес у путешественников.

И напоследок можно заглянуть в небольшой монастырь Хопа в дубовом лесу в Ксанском ущелье. Памятник начала XIII века состоит из двух строений: храма и трапезной. Храм интересен резьбой и остатками фресок.

Оксана Гайдук

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка