Историко-краеведческий музей находится в самой старой части города. Именно здесь 13 июня 1803 года заложили Кисловодскую крепость. Историки считают, что она единственное военное укрепление, которое в таком объеме сохранилось на территории Северного Кавказа с середины XIX века. Круглая башня, крепостные стены с бойницами, оружейные мастерские, ворота, казармы, арсенал — сооружение входило в масштабную оборонительную линию, которая тянулась от реки Терек до Нижнего Дона.
Музей «Крепость» работает с 1965 года, но его экспонаты — свидетели исторических событий, происходивших десятки, сотни лет назад. Возраст некоторых реликвий и вовсе насчитывает не одно тысячелетие.
Главные претенденты на титул самых загадочных экспонатов — искусственно деформированные черепа. Археологи обнаружили их в 1960—1970 годах при раскопках в окрестностях Кисловодска. Находки относятся к Аланскому времени, примерно
— Изучением этих находок в 1985 году занимался известный антрополог Альберт Шевченко. Он установил, что обладателями черепов были мужчины 28−32 лет. Шевченко утверждал: нет следов, по которым можно было бы узнать, что привело к смерти. Это могла быть естественная смерть ввиду короткого жизненного пути современников этих мужчин, — рассказывает старший научный сотрудник историко-краеведческого музея «Крепость» Рахима Гочияева.
Полемика, как достигалась такая форма деформации, ведется среди этнологов и антропологов ещё с советских времен, добавляет Рахима Гочияева. Версий много.
— Я больше склоняюсь к той, которую выдвинула ставропольский археолог Татьяна Минаева. По ее словам, искусственно измененная форма отражает характерный для раннесредневекового северокавказского населения обычай деформации головы, как только рождался ребенок. На голову младенца, с еще мягкими костями черепа, накладывали кожаную или тканевую тугую повязку по определенной схеме. К годовалому возрасту, когда кости делались крепкими, пелены снимались, а голова приобретала желаемую форму. На том месте, где была повязка, не росли волосы, поэтому его украшали бусами. Зачем проводился обряд, однозначно ответить сложно. Археологи предполагают, что ради эстетики.
Историю местных земель, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры, повествует экспозиция в первом зале музея. Среди представленных археологических находок — сабли и кинжалы, наконечники стрел, доспехи средневековых и античных воинов, женские украшения и коллекции одежды.
В витрине хранятся также драгоценности, которым позавидовала бы и современная модница. В окрестностях Кисловодска в 1980 годах обнаружили погребения взрослой женщины и маленькой девочки, а в них — редчайшие находки: амулеты-обереги и два полных наборных пояса. Один из них вызывает особый интерес у посетительниц. Пояс выполнен из огромного количества филигранно соединенных между собой колечек.
Своей эстетикой поражают различные фибулы, фигурные застежки. В погребении обнаружили также коллекцию необработанного янтаря, бронзовые браслеты и бусы. Как неизвестная женщина стала обладательницей такого богатства, осталось загадкой.
— Погребения кобанской и аланской культур Северного Кавказа содержат огромное разнообразие бус: перламутровые, желтые с голубыми пятнами, цвета морской волны. И все это сохранено в идеальном состоянии. Здесь же редчайший детский браслет, выполненный из тёмно-синего стекла, и знаменитые аланские бубенчики, внутри которых помещен маленький шарик. У него была любопытная функция: во время ходьбы аксессуар издавал мелодичные звуки, — объясняет Рахима Гочияева.
Рядом с витриной с женскими украшениями — коллекция средневековых доспехов и мужских наборов. Поясничные пряжки с удивительным орнаментом, знаменитый кинжал кобанской культуры Северного Кавказа — так называемый акинак, он изготавливался из бронзы и железа. Здесь же хранится бляшка мужского пояса VII века с фигуркой маленькой ящерицы и двумя змеиными головами. Посетители могут увидеть также меч и саблю, которые нашли в аланском погребении у горы Кольцо в 1980 годах.
— Их уникальность заключается в том, что оба они выполнены из железа и имеют очень хорошую сохранность. Археолог-краевед Яков Березин предполагал, что это парадное оружие, им пользовались довольно долго, о чем свидетельствуют потертости на рукояти. К этому времени уже существовало сословное общество, поэтому Яков Борисович подчеркивал, что это было довольно богатое погребение, — рассказывает старший научный сотрудник.
Не менее примечательна территория у входа в музей. Под открытым небом выставлена военная техника, колоритные каменные изваяния скифского периода, загадочные петроглифы и образец первой нарзанной купели.
— Такие каменные ванные использовались на территории кисловодской котловины в первой половине XIX века. Знаменитая ванная пополнила нашу экспозицию в 1989 году, а до этого стояла у входа в Нарзанную галерею.
Бытует версия, что именно в этой каменной скифской ванной принимали лечебные процедуры Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Историки однозначного ответа не дают и лишь напоминают, что Александр Сергеевич, например, действительно приезжал в Кисловодск в 1820-х и в 1829-х годах ради «богатырской воды».
Отдел истории космонавтики, посвященный советскому ученому и изобретателю Ф.А. Цандеру, появился в краеведческом музее в 1974 году. Поводом же стало то, что в советские годы многие первооткрыватели космоса приезжали в город-курорт, чтобы восстановить силы после полетов, и привозили сувениры. Личные вещи героев и составили основу первой экспозиции.
Сегодня в музее хранится несколько тысяч экспонатов. Среди них — летные костюмы, кресло из космического корабля, скафандр и стартовый ключ для запуска двигателей ракетоносителей «Союз» и «Восток». Особый интерес у гостей вызывают витрины, где выставлены тюбики с комической едой.