Арт-зал «Платформа» уже несколько лет проводит в столице Кабардино-Балкарии фестивали и опен-эйры, но до сих пор главной аудиторией были взрослые. А вот архитектурный фестиваль придумали для детей — и провели совместно с московским «Драконопроектом». Правда, из-за пандемии его пришлось перенести на осень. Нехарактерно дождливая и холодная для Нальчика погода заставила провести большую часть занятий в помещении, но, кажется, это никого не смутило. Ну, а солнечных дней все же хватило для того, чтобы создать все запланированные арт-объекты.
— Мы решили, что надо вовлекать детей в жизнь города с малых лет, — объясняет директор «Платформы» Оксана Шухостанова. — Нам важно понять, как они видят родной город, чего им в нем не хватает, с какими проблемами они сталкиваются. Наш основной девиз — сделать город, дружелюбный по отношению к детям.
Участникам «Детской Платформы» было от 5 до 20 лет — для удобства их разделили на три возрастные группы. На мастер-классах дети составляли ментальную карту города, вместе со спикером из детского образовательного проекта «Драконопроект» Дарьей Фроловой выясняли, какого цвета Нальчик, проектировали социальные объекты для города.
— Мы выяснили, что город видится детям позитивным, ярким, но они понимают, что в архитектуре этого не видно, — рассказывает Дарья. — Здесь богатая природа, горы, зелень, но здания в основном серые или белые. Мы сделали большую карту, которая как будто рассказала нам, чего не хватает в городе, отметили места для кемпинга, для самовыражения. Мне показалось, и дети это подтвердили, что в городе мест для самовыражения как раз не хватает.
По итогу все участники вместе с кураторами создавали свои арт-объекты.
— Сказать, что детям удалось нас удивить, не сказать ничего, — признается Оксана. — Особенно поразили работы средней группы, они неожиданно для нас, организаторов, затронули серьезные социальные вопросы.
В числе этих вопросов — уязвимость бездомных и других людей, попавших в сложную ситуацию (для них дети хотели бы построить в городе бесплатную столовую); проблема детей, стесняющихся сказать про свое плохое зрение; скейтеры и самокатеры, которым негде кататься.
Каждый день в течение 10 дней около 50 ребят приходили к своим кураторам после учебы в школе, чтобы прозаниматься с ними еще три часа. Архитектор и куратор от «Драконопроекта» Дарья Алексеенко подчеркивает, что работа с детьми кажется ей и другим участникам «Драконопроекта» особенно важной.
— Потому что это наше будущее, — пожимает она плечами.
Еще один член московской команды — Дарья Можаева — считает, что с помощью таких фестивалей практикующие архитекторы могут рассказать и показать ребенку, как устроен мир. С одной стороны, делится куратор, фестиваль что-то новое для детей и воспринимается ими как игра, а с другой — включаются они в эту игру очень серьезно и с самоотдачей.
— Ребенок, с его отношением к миру, со смелым взглядом, является крутым транслятором того, что происходит вокруг, — отмечает Дарья.
Под началом дагестанского куратора и дизайнера Закарьи Закарьяева самые юные участники фестиваля лепили, рисовали, вырезали, создавая один общий арт-объект.
— Я старался научить их новым для них техникам, дать новые навыки, — говорит Закарья, — Это очень хороший возраст для того, чтобы привлечь молодого человека в культурную среду.
Художник из Нальчика, сотрудник арт-зала «Платформа» Керим Аккизов выступил координатором всего мероприятия и куратором старшей группы.
— Нам было очень важно помочь нашим подопечным понять роль малой архитектурной формы в создании комфортной городской среды, — объясняет Керим. — И у меня осталось очень приятное впечатление от нашей молодежи, от их искреннего желания менять город.
Была на фестивале и своя стройплощадка — во внутреннем дворике дома номер 17 на Кабардинской. Там участники могли физически познакомиться с материалами, чтобы научиться учитывать их особенности при проектировании.
Жительница Нальчика, мать троих детей Саида Бекшокова узнала о грядущем фестивале из объявления. Признается: наблюдая за занятиями, пришла к выводу, что для детей, которые занимаются живописью, этот фестиваль стал более продуктивным, но и ее дочери без явной склонности к художественному творчеству или к архитектуре совершенно точно провели время с пользой.
— Я всегда слежу за событиями «Платформы», так сказать, с надеждой. Когда у тебя трое детей, на концерты и фестивали слишком активно не походишь, а тут и дети заняты и довольны, и я сама смогла выйти в свет.
Старшая дочь Саиды Дана сначала попала в младшую группу, но быстро стало ясно, что дорога ей, скорее, в среднюю.
— Мы в самом начале рисовали то, чего не хватает в городе. Составили список, а потом сделали карту мест, где мы любим бывать, а потом — мест, которых нет, но нам бы хотелось, чтобы были. Например, я обвела площадь Абхазии и приписала там «скейт-парк», — рассказывает она.
Ее младшая сестра тоже осталась довольна.
— Мы делали сначала поделки, а потом все вместе большую рыбу, — рассказывает Нальмэс. — Это было очень весело и интересно. Особенно когда Зак делал чешую.
Архитектор Дарья Алексеенко отмечает, что Нальчик — это не первый город, где драконопроектовцы работают за пределами Москвы. До того был Калининград, Ташкент, Выкса и другие. Во многих городах детские фестивали такого рода стали ежегодными.
Сделать архитектурный фестиваль ежегодным планируют и в Нальчике, говорит руководитель «Платформы» Оксана Шухостанова. В 22-м «Детскую платформу» проведут летом, чтобы побольше времени провести на улице.