В Великую Отечественную раненые солдаты, освобождавшие Пятигорск от фашистов, наносили на повязки слой грязи из этого озера. В наши дни среди парапланеристов, облюбовавших гору Юца недалеко от озера Тамбукан, есть поверье: ударился при посадке, растянул ногу — окунись в озеро, и все пройдет. Под своим углом зрения смотрят на озеро производители косметики: в тамбуканской грязи, говорят они, можно найти молодость и забыть о недостатках кожи.
Целебную — если не сказать бесценную — грязь здесь сравнивают с грязью знаменитого Мертвого моря. Когда пару лет назад озеро вышло из берегов и размыло трассу «Кавказ» — главную дорогу на российском юге, тревогу забили не по поводу какой-то там полоски асфальта, пусть и федерального значения. Экологи переживали за уникальный водоем и за свойства грязи на его дне. В итоге необычное озеро спасло само себя: лучшей защитой от попавшего в озеро ядовитого асфальта стала сверхсоленая вода.
— Тамбукан — это большая котловина, которая получает влагу от дождей и таяния снегов. Солнце испаряет излишек воды. Озеро бессточное, и все микроорганизмы, которые когда-либо в нем жили, скелетиками остаются на дне, — рассказывает кандидат геолого-минералогических наук Евгений Потапов. — Залежи грязи формируются так же, как и нефтяные месторождения: им нужна органика — отложения отмерших растений, животных. Слой сульфидной иловой грязи накапливается 700 лет, это предположительный возраст озера.
Грязь не просто лежит слоем на дне — она трехслойная. Верхний слой этого «гамбургера» состоит из жидкого ила темного цвета, ниже идет черная пластичная грязь, связываются же они тонкой прослойкой отмерших водорослей. Соленая вода — рапа — консервирует грязь и сохраняет ее свойства.
— Сине-зеленые водоросли влияют на пользу грязи, — рассказывает Ольга Богуш, главврач санатория «Плаза». — Бета-каротина в них в 25 раз больше, чем в моркови; витамина В — в 6 раз больше, чем в говяжьей печени; витамина Е — в 3 раза больше, чем в зародышах пшеницы. Грязь богата железом, его в водорослях содержится в 60 раз больше, чем в шпинате.
Вода в озере — это насыщенный соляной раствор с минерализацией 30 граммов на литр. Когда Тамбукан высыхал, содержание соли в водах доходило до 360 граммов на литр — это даже больше, чем в знаменитом Мертвом море.
Высыхал Тамбукан за 700 лет своей жизни много раз. Потом снова наполнялся водой — и опять ее отдавал. Но всегда оставался соленым, и это было очень на руку жителям соседних селений. Соль — одно из главных полезных ископаемых во все времена.
Когда озеро пересыхало, добытчики соляных кристаллов ходили по засохшей иловой корке. Иногда они попадали ногами в грязь — и выздоравливали от ревматизма. В конце концов люди поняли, Тамбукан не так прост. Тамбукан лечит.
— Исторически так сложилось, что на Кавказских Минеральных Водах используют грязь Тамбукана. В ней принимают ванны, ею мажутся, обертываются, ее накладывают на ушибы и даже применяют для клизм, — говорит Евгений Потапов. — Это счастливое сочетание воды и грязи. Региону повезло найти у себя еще что-то кроме минералки — спасибо соледобытчикам из позапрошлого века.
Кстати, купаться в озере запрещено — это так называемая «первая зона природоохраны». За заплыв в соленой воде можно заработать административное наказание.
Грязевые обертывания и аппликации на Кавминводах применяют с 1886 года. Сульфидная грязь помогает курортникам и местным жителям подлечить суставы, позвоночник и почти все органы. Как поясняют специалисты, все благодаря противовоспалительным, антимикробным, регенерирующим, рассасывающим и еще массе других свойств грязи.
В начале двадцатого столетия Тамбукан в очередной раз пересох. В тридцатые годы в озеро направили воды пресных источников: проложили водопровод из реки Этоки. Он уравновесил баланс прихода и испарения воды. В середине шестидесятых трубопровод окончательно износился, но его решили не восстанавливать. Что фактически спасло озеро: воды Этоки к тому времени уже не отличались большой чистотой из-за химикатов, использовавшихся в сельском хозяйстве.
Жизнь Тамбукана циклична — озеро то начинает сохнуть, то растет в размерах. Сейчас Тамбукан выходит из берегов, отвоевывая метр за метром у суши, и это беспокоит экологов не только в связи с тем, что подмытая автотрасса может отравить озеро.
— Несколько лет подряд в озере повышается уровень воды. Естественно, падает минерализация рапы. Со временем изменения в составе воды могут повлиять на химические свойства грязи, — говорит Анатолий Бородич, возглавляющий экологическое движение «Эко-курорт КМВ».
Правда, прямо сейчас повода для беспокойства нет, хотя разговоры о возможной экологической катастрофе (а как иначе назвать исчезновение целебного озера?) ходят и среди обывателей, и среди общественников, и среди чиновников.
— Пока свойства грязи остаются стабильными, — то ли успокаивает, то ли констатирует сегодняшнюю ситуацию Анатолий Бородич. А там, кто знает, может быть, капризное озеро снова решит спасти себя само и перестанет, наконец, расти.
Пока озеро живо и свойств не потеряло, люди продолжают добывать тамбуканскую грязь и делают это уже промышленным способом.
— Каждый раз в начале сезона наши специалисты определяют участок, где будет вестись добыча. По условиям лицензии за год мы имеем право вычерпать 12 тонн грязи, — говорит ведущий технолог Тамбуканского участка Елена Федорова. — Естественно, добыча ведется по мере необходимости — в соответствии с заключенными контрактами.
Происходит добыча так. В озеро выплывает баржа, на ней установлена землечерпательная машина родом из восьмидесятых годов прошлого века. Машина достает грязь с глубины. Потом баржа пристает к берегу, и грязь либо обрабатывается, фасуется по пятилитровым банкам и остается стоять в прохладном хранилище, либо сразу — без обработки — в цистернах отправляется по санаториям Кавминвод.
Для косметических целей грязь перетирают, убирая из нее песок, водоросли и твердые частицы. Ставропольские, кабардино-балкарские и московские производители косметики покупают банки с уже подготовленной таким образом грязью у добывающих компаний.
— В одном миллилитре грязи обитают до 100 тысяч микроорганизмов, — рассказывает Федорова. — Грязь регулярно проходит проверки: несмотря на повышение уровня воды в озере, все показатели в норме. Некоторые компании, которые закупают у нас сырье для косметики, говорят, что микроорганизмов многовато. А так и должно быть, по нормативам содержание аэробов в 1 грамме грязи может достигать 500 тысяч! Это же лечебная грязь.
Использовать сульфидную грязь в косметологии начали относительно недавно. О ее целебных свойствах производители косметики, конечно, догадывались, но наладить выпуск продукции косметических средств с ее компонентами — процесс сложный. Для работы с грязью требуется особое оборудование — реакторы, которые будут заняты только этой косметикой. Изготовить в них белоснежные крема уже не получится.
— Мы вводим заранее подготовленное и обработанное сырье в кремовую основу, добавляем комплекс экстрактов и эфирное масло. Как правило, берем лаванду — она хорошо перекрывает сероводородный запах, — описывает технологию изготовления косметических средство директор обучающего центра лаборатории KORA Ирина Удянская.
Ввести грязь в кремовую основу нелегко: надо, чтобы крем не расслаивался, был однородным, удерживал запах масел.
— Всем хочется пожирнее и погуще. Раньше в порядке эксперимента мы пробовали вводить достаточно большой процент грязи в маски. Это нехорошо. Во-первых, так трудно работать со средством и косметологам, и потребителям, а во-вторых, грязь очень активная и может — не обязательно даст, но может — дать побочные эффекты.
Тамбуканская грязь, говорит Ирина, обладает выраженными бактерицидными и рассасывающим свойствами, поэтому она помогает в работе с жирной кожей, при воспалительном заболевании акне в серьезных стадиях. Маски с использованием грязи воздействуют на все звенья развития угревой сыпи: регулируют работу сальных желез, отшелушивают омертвевшие клетки, дают противовоспалительный эффект. При этом привыкания у кожи не вызывают. Грязь используют в лифтинг-масках и в антицеллюлитных комплексах. Грязевые маски и обертывания хорошо сочетаются с ультразвуковыми процедурами и миостимуляцией.
О лечебных свойствах косметики на основе тамбуканской грязи Ирина говорит осторожно.
— Слова «лечебная косметика», «космецевтика» все употребляют очень вольно. Нет правил, которые бы разграничили лечебную косметику, космецевтику и просто косметику. Считается, что лечебная косметика — продукт, который прошел клинические испытания и имеет подтверждение своего лечебного действия. С другой стороны, это противоречит самому понятию «косметика» — она не должна ничего лечить. Все трактуют термины как хотят. Но я вижу реальный эффект от масок с компонентами тамбуканской грязи.
Косметику с тамбуканской грязью в составе выпускают в основном в Москве, недавно начали делать ее и в Ессентуках. Компания «Кавминкурортресурсы» запустила линейку Liminera, наибольшим спросом пользуются грязевые маски для лица и крема для рук. Правда, пока купить их можно только в санаториях Кавказских Минеральных Вод, бренд лишь планируют выводить на российский рынок. И осторожно говорят об амбициях, подкрепленных качеством целебной грязи.
— На рынке косметики высока конкуренция, мы пытаемся найти для себя нишу, — говорит Евгения Покатилова, исполнительный директор «Кавминкурортресурсов». — Конечно, хотелось бы конкурировать с израильской косметикой, ведь наша грязь по своим свойствам не уступает грязям Мертвого моря.