На протяжении веков человек жестоко и целенаправленно их убивал. В нашем обзоре — пять редких животных Северного Кавказа, которых еще можно спасти.
В отличие от обычной речной выдры, у кавказской выдры более крупный череп. Как и другие ее сородичи, она приспособилась к жизни в реках: имеет перепонки на задних лапах и короткие уши — в такие уши не заливается вода. Выдра — хищник быстрый, ей надо успеть поймать юркую форель. Но вот улизнуть от человека она не смогла.
Шкура кавказской выдры, как и всех водных млекопитающих, очень ценится. Она более ноская, чем у животных, обитающих на суше. Раньше выдра была промысловым видом и добыча ее шла очень активно. Поэтому теперь она на грани исчезновения.
По приблизительным оценкам в Дагестане осталось не более ста пятидесяти особей кавказской выдры. Однако специальные исследования численности зверя в республике не проводились. В основном выдра водится в Аграханском заливе. Небольшая группа обитает в низовьях рек Сулак и Самур. Хищник может жить и в горах, на высоте до 2000 метров.
Сейчас добыча этого зверька закрыта. Но тем не менее выдры продолжают гибнуть.
— В прошлом году в селе Костек Хасавюртовского района на рынке пушнины работники дагестанского Общества охотников обнаружили около 15 шкур кавказской выдры. Официально отлов выдры запрещен. Порой рыболовы нарушают закон и используют электрические удочки. Иногда под разряд тока попадает не только рыба, но и выдра. Оглушенная током, она плавает по поверхности воды и даже выползает из реки. Браконьеры ее добивают, снимают шкуру и продают, — комментирует Юрий Яровенко, ведущий научный сотрудник Прикаспийского института биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН, кандидат биологических наук.
Гибнет выдра и в ловушках для рыбы: не может прогрызть западню, чтобы выбраться на поверхность, и задыхается.
— После того как в 2009 году федеральные особо охраняемые природные территории в республике перешли под контроль заповедника «Дагестанский», численность выдры в некоторых местах стала увеличиваться. Особенно это заметно в федеральных заказниках — Тляратинском и Аграханском, — говорит Яровенко.
Тюлень — каспийский эндемик, один из видов нерпы. Питается рыбой, страдает от рук человека, загрязнения воды тяжелыми металлами и глобального потепления. Льдов на Каспии становится меньше, и тюленю негде выводить детенышей.
В российской части Каспия есть лишь одно место, где тюлень оставляет потомство, — это остров Малый Жемчужный, который находится в северо-западной части моря. Щенится тюлень в основном на побережье Туркменистана.
По некоторым оценкам в прошлом на Каспии обитало более миллиона тюленей. Данные о том, сколько животных осталось сейчас, разнятся, в среднем это 100 тысяч особей. Всему виной промысловая добыча, которая велась ранее. В Махачкале даже был завод, где работали с тюленьим жиром. Когда добычу остановили, он закрылся. Квот на промысел этого зверя больше нет. Специально на него не ходят, но тюлень может попасть в браконьерскую сеть случайно. В мае этого года на десятикилометровом отрезке береговой линии специалисты Института прикладной экологии Республики Дагестан насчитали 126 тюленьих трупов.
— Я, как биолог, за тюленями наблюдаю давно. Раньше на махачкалинских пляжах было столько же тюленей, сколько сегодня людей… Теперь тюленей находят мертвыми, — говорит директор института Гайирбег Абдурахманинов.
Для спасения оставшихся тюленей в Дагестане планируют открыть реабилитационный центр по примеру того, который работает в Иране.
Каспийский тюлень пока не занесен в Красную Книгу России, хотя Минприроды страны выступало с таким предложением.
Зубр — дикий бык Европы, который чудом дожил до наших дней. Он встречался на территории Кавказа и был объектном не только гастрономического и шкурного интереса, но и поклонения.
У зубров нет естественных врагов (кроме человека). Животные живут стадно, поэтому вместе с сородичами могут противостоять и волкам, и медведям. Да и человек, если он не браконьер, вряд ли встретится с зубром в дикой природе. Со стороны кажется, что зубр неповоротлив, словно гигантская корова. Зато он отлично прячется.
На миролюбивого быка безжалостно охотились. В начале XX века на Карпатах и в Беловежской пуще браконьеры полностью его истребили. Последние звери, жившие в природе, были уничтожены в 30-е годы прошлого века. Зубр оставался лишь в зоопарках.
Тогда ученые забили тревогу. Зоопарки разных стран обменивались животными, чтобы спасти вид. Поэтому все зубры, которые живут на планете — это потомки тех самых особей, которых удалось сохранить в начале прошлого века.
Когда зверя стали разводить в неволе, оставалось немного чистокровных зубров (беловежский подвид) и зубров кавказских с примесью крови близких родственников — бизонов. Животных было мало, и ученые решили делать ставку не только на чистокровные особи. Зубров с примесью бизоньих кровей впервые выпустили на территории Кавказского заповедника в 1940 году. Потомки тех животных и ныне хорошо себя чувствуют и внешне неотличимы от чистокровного зубра. Они составляют резерв популяции, их довольно много, и охранный статус они не имеют. С чистокровными зубрами история другая.
— На Северном Кавказе есть две группировки чистокровных зубров: одна на территории Архызского участка Тебердинского заповедника в Карачаево-Черкесии — 36 особей, другая в Цейском заказнике в Северной Осетии — там обитают 106 зубров. Этого количества недостаточно для восстановления вида, — говорит координатор проектов Всемирного фонда дикой природы Роман Мнацаканов. — Низкая численность зубров ведет к близкородственному скрещиванию и появлению нежизнеспособного потомства. Поэтому надо создавать новые чистокровные группировки. Обмен между ними позволит избежать близкородственного скрещивания и станет основой для восстановления зубра в природе Кавказа.
В 2012 году Всемирный фонд дикой природы и правительство Северной Осетии подписали соглашение о сотрудничестве по восстановлению популяции зубра в республике. В нем говорится о создании первого на Кавказе (и третьего в России) зубрового питомника.
В середине XX века переднеазиатский леопард полностью исчез c территории России. Хищника жестоко уничтожали охотники. Когда-то леопард был хозяином гор Кавказа, теперь лишь иногда захаживает в свои бывшие владения с территории других стран.
Основная группировка переднеазиатского леопарда находится в Иране, несколько особей сохранились в Армении и Азербайджане.
Возрождением популяции зверя в России занимается Всемирный фонд дикой природы. Так в Сочи появился Центр восстановления леопарда на Кавказе. В период с 2009 по 2012 годы туда завезли шесть животных из Туркменистана, Ирана и лиссабонского зоопарка. Первое потомство появилось в 2013 году.
Впервые леопардов выпустили в дикую природу в 2016 году — два самца и самка ушли на волю на территории Кавказского заповедника. Перед тем, как выпустить, на леопардов надели ошейники со спутниковыми передатчиками, чтобы наблюдать, как звери адаптируются к естественной среде. Один леопард ошейник, вероятно, умудрился снять. Поэтому обнаружить, где находится животное, нельзя.
В республиках Северного Кавказа периодически регистрируются встречи с леопардами, которые пришли из соседних стран. Обычно это молодые самцы, осваивающие новые территории. Ученые не знают, оставались ли звери в регионе или просто приходили и уходили. Также неизвестно, спаривались ли выпущенные леопарды.
— У нас нет подтвержденных данных, что выпущенные на волю переднеазиатские леопарды создали пару. Местоположение одного из самцов нельзя определить, так что мы не исключаем, что он находится где-то недалеко от самки и, возможно, они все же создадут пару, — говорит координатор проектов по сохранению редких видов животных Всемирного фонда дикой природы Наталья Дронова.
Реликтовый зверь, полностью слепой, большую часть жизни проводит под землей. На поверхности чувствует себя беспомощным и норовит поскорее закопаться обратно. За полчаса может прорыть внушительную траншею. Слепыш — вегетарианец, ест исключительно растительную пищу, в основном корни растений. Поэтому его очень не любят огородники — и травят вместе с вредителями.
Несмотря на грозный вид и большие зубы, для человека не опасен. Боится лис, котов и других хищников, которые застанут его на поверхности.
Посчитать слепышей ученым непросто из-за специфического образа жизни зверя.
— В России гигантский слепыш обитает на территории Ставропольского края, Чечни, Ингушетии и Калмыкии. Основное ядро популяции приходится на Дагестан. Это Кизлярский, Ногайский, Тарумовский, Хасавюртовский, Бабаюртовский и Кизилюртовский районы. Южная граница распространения гигантского слепыша в Дагестане доходит до Махачкалы, — говорит Юрий Яровенко.
Численность слепышей сокращается из-за влияния человека на природу. Строятся новые дороги, города растут туда, где раньше были поля. Для слепыша пройти десять метров по асфальту — трудная задача. Особи, обитающие вдоль побережья Каспия (от Махачкалы в сторону Кизляра), страдают от строительных работ. Их пугает шум техники, а идти зверям некуда.
Поэтому локальные популяции слепыша исчезают. Там, где ему не мешают жить, его численность растет.