Столица Дагестана со всеми ее бурными радостями жизни совсем рядом — в 20 минутах езды, а в Каспийске ритм жизни совсем иной — неторопливый. Поэтому сюда часто приезжают просто погулять. Центр Каспийска небольшой, и все интересные места расположены близко друг от друга, так что устать вы просто не успеете.
История города начинается в 1932 году — тогда на заболоченной местности появились первые геологи и инженеры.
— Вот здесь, на территории нынешнего стадиона, были первые палатки, видите, забор еще до сих пор стоит? Немецкие военнопленные его ставили в 1946 году, — рассказывает Герман Кириленко, ученый, генерал-майор в отставке и автор книги о Каспийске «Рассекреченный город».
Специалисты готовили место для строительства засекреченного военного завода под условным названием «Завод 182» — сейчас это «Дагдизель», а открылось предприятие как «Двигательстрой». Так назывался и поселок, впоследствии выросший вокруг завода. В 1947 году Двигательстрой стал городом и получил новое имя — Каспийск.
Место, где рабочие разбили свой лагерь, называлось Белый городок — по цвету палаток. А еще было другое название — Долина смерти — из-за полчищ малярийных комаров на болотах.
В 2022 году здесь установили памятник первостроителям — каменную глыбу, символизирующую тяжелый труд людей. Рядом стенды с фото и коротким рассказом о городе.
Длинная набережная, раскинувшаяся на несколько километров вдоль моря, и примыкающий к ней хвойный парк — любимое место для прогулок каспийчан.
Назван парк в честь бывшего главы города Рабадана Халилова.
— Уникальный был человек, жил в однокомнатной квартире, семьи у него не было. Спал на солдатской кровати, одна тумбочка и два стула. Каждое утро обходил город, общался с жителями, — вспоминает Герман Кириленко.
Территория парка и набережной хорошо благоустроена: есть скамейки, урны, несколько кафе, работает фонтан. На деревьях развешаны кормушки для птиц, а самые везучие туристы могут увидеть белок, которые живут на верхушках сосен.
С набережной можно полюбоваться главным символом Каспийска — восьмым цехом завода «Дагдизель», где раньше испытывали торпеды. Расположен он прямо в море и выглядит мистически. Здание давно заброшено, и теперь к нему возят экскурсии на катерах.
Неподалеку от парка расположено выделяющееся своей красотой здание Дворца культуры завода «Дагдизель». Строительство начали еще до войны, потом заморозили и завершили здание уже в послевоенные годы. Сейчас это памятник архитектуры и объект культурного наследия.
— Здесь были Дворец пионеров, театр, библиотека, кинозал, кафе, танцевальный зал. Все относилось к заводу, — перечисляет Герман Кириленко.
В 90-е годы бурная жизнь сошла на нет: у завода не хватало средств содержать здание. У Дворца культуры появились новые хозяева, один из корпусов перекрасили, и комплекс потерял единый вид.
Почти в каждом городе есть памятник погибшим в Великую Отечественную войну. В Каспийске стела с барельефом скорбящей матери у Вечного огня расположена на бульваре, ведущем к набережной моря от центральной площади. Называется это место Малый парк. Авторы монумента — жители города: бывший фронтовик, дагестанский скульптор Измаил Ибрагимов и его ученик, заслуженный художник России Александр Мичри. Открыли памятник в 1965 году.
На мраморных плитах, расположенных вокруг стелы, высечены имена каспийчан, ушедших на фронт. Списки составлял Герман Кириленко.
— Из Каспийска ушли на фронт 1642 человека, а вернулись всего 349. Я подсчитал: всего в стране погибло 33 процента призванных, в Дагестане — 49 процентов, а в Каспийске — 80. Почему так? — рассуждает политолог. — Рабочих завода нельзя было брать на войну. Брали только строителей. Остановили все стройки в городе. А там были все молодые, а они отчаянные, встают, идут в атаку.
Обязательно прогуляйтесь по пешеходным участкам улиц Советской и Мира, они пересекаются в самом центре города. Старые красивые дома — с арками, еще довоенной постройки, платановая аллея, скамейки, небольшие детские площадки и пара кафе со столиками на мощеной Советской. По вечерам здесь зажигают гирлянды, перекинутые с одной стороны улицы до другой.
Улицу Мира горожане называют «Топталовкой».
— Ее так называли тогда, когда еще не было улиц, в довоенные времена. Туда выходили первые дома. Я жил там и помню, как люди приходили с работы и выходили гулять, шли в одну сторону, потом — в другую. Так и появилось слово «топталовка». Для прогулок надевали самые лучшие пальто, платья. В детской памяти остались у меня фразы про «крепдешиновые платья Нины Петровны», «бостоновые костюмы» и так далее. Даже не знаю, что это за ткани, но взрослые так говорили, — рассказывает Герман Кириленко.
Здесь же, недалеко от «Топталовки», на углу улиц Ленина и Стальского, есть неприметная коктейльная — небольшое заведение с парочкой столиков под навесом. Но ради молочных коктейлей сюда нередко приезжают из Махачкалы. Рецепт прост: коктейли со вкусом детства. Да и цены соответствующие: раза в два ниже, чем в других кафе.