В Москве представили графику
— Искусством я увлекся в 1997 году. Будучи студентом МГИМО, поехал в Италию. Если бы кто-то до этой поездки сказал мне, что заболею искусством, посмеялся бы, но именно это со мной и случилось. Классическое наследие Италии, ее живопись оставили во мне глубокий след.
Непосредственно к коллекционированию меня подтолкнул интерес к истории и культуре собственного народа. Я — черкес, кабардинец, родился в Нальчике, рос в Москве. Однажды был в гостях у приятеля из Абхазии. У него на стене висела репродукция литографии князя Гагарина из серии работ по кавказскому костюму. Я буквально влюбился. Начал интересоваться произведениями искусства, созданными под впечатлением от Кавказа, его жителей, нравов, и в 2000-х начал формировать свою коллекцию.
— Первым экспонатом стала монохромная гравюра на меди немецкого рисовальщика Кристиана Гейслера. Он оставил большое количество работ по следам своих путешествий по Российской империи в конце XVIII — начале XIX веков. На гравюре изображены два черкеса: князь в полном вооружении, парадной одежде и человек явно более низкого сословия, одетый в бурку, традиционный для того времени головной убор, при оружии. Гравюра в отличном состоянии, ее можно увидеть на выставке.
— Самая ранняя работа в коллекции датируется 1656 годом. Это гравюра по рисунку немецкого ученого и дипломата Адама Олеария. Он путешествовал по России и оставил после своих странствий прекрасную книгу, богато иллюстрированную гравюрами. И на нашу тему. Книжная иллюстрация в гравюрной технике тоже представлена в экспозиции.
Основная масса работ из коллекции в принципе сделана в результате путешествий. Часто в поездки по империи чиновники и дипломаты брали с собой художников, которые зарисовывали национальные костюмы, жанровые и бытовые сцены. Так было и в 1802 году, когда известный в свое время рисовальщик Емельян Корнеев поехал в трехлетнюю секретную экспедицию по европейским и азиатским окраинам империи под руководством генерала Спренгтпортена. После поездки осталось около 200 рисунков и эскизов, но опубликованы были только 96 из них. Семь работ есть и в моей коллекции.
— На выставке представлена гравюра, связанная с захватывающей историей. Начну издалека, с «Орла» — первого русского корабля европейского образца. Его спустили на воду во второй половине XVII века. Команда для корабля нанималась в Европе, и в нее вступил голландец, парусных дел мастер Ян Янсен Стрейс. Авантюрист в лучшем смысле этого слова, чего только стоит его книга «Три путешествия» — приключенческий детектив-боевик (смеется).
«Орел» спускался по Волге в Каспийское море и встал на якорь в Астрахани. В это время началось восстание казаков Степана Разина. Стрейс лично встречался с атаманом. В том числе благодаря книге голландца историки выяснили, например, сколько лет на момент восстания было Разину. Они со Стрейсом оказались ровесниками — обоим было по 40. После побега с корабля вместе с частью команды из-за восстания казаков голландец пересекался и с черкесами — в окрестностях города Терки. Затем он оттуда уехал и попал в рабство к дагестанцам. А те продали его уже в Персию.
Для Стрейса все закончилось хорошо: его выкупили из рабства. Голландец вернулся на родину, и по его устным описаниям создали рисунки и гравюры. Одна из тех работ — на выставке.
— Иностранцы, приезжавшие в Российскую империю, в той или иной степени были связаны со шпионажем. Неважно, этнографические поездки или дипломатические. Путешественники этого и не скрывали — описывали в книгах и мемуарах. На выставке же представлена тиражная периодика с гравюрами по рисункам известного английского шпиона Джеймса Белла. Он участвовал в Кавказской войне на стороне черкесов.
— В коллекции есть гравюра по работе шотландского художника Уильяма Аллена, которая ни разу не экспонировалась в России. Уильям Аллен — известный в Англии живописец, его работы регулярно продаются на аукционах. По одной из тех, что хранились в семье английских аристократов, и был напечатан в 1822 году небольшой тираж гравюр. Работа «Пленники черкесов» создана художником по следам его поездок по Кавказу. Уильяма Аллена, по всей вероятности, интересовала работорговля — неоднозначное явление, которое можно было встретить на Кавказе. Аллен не раз делал зарисовки на эту тему. На гравюре «Пленники черкесов» запечатлена довольно драматичная сцена: несколько черкесов продают турецкому паше пленных рабов. Рисунок, откровенно говоря, не для слабонервных.
— Литографию по рисунку русского живописца первой половины XIX века Никанора Чернецова я приобрел в числе из первых. Отец художника был иконописцем, трое братьев — живописцами. Никанор после Академии художеств путешествовал по Кавказу. Литография «Черкес и абазинец» создана как раз во время той поездки. Возможно, она не представляет большой художественной ценности — это, скорее, эскиз, отпечатанный в технике литографии, но работа очень мне дорога. Простая, но красивая. Кстати, братья Чернецовы были одними из любимых художников Николая I и создали много работ по личному заказу императора.
— Часть работ принадлежит художникам, которые ни разу не были на Кавказе и ориентировались на рассказы путешественников. Такие заимствования с добавлением собственного воображения. Черкесы изображались с определенной долей уважения и даже восхищения — их нравами, внешним видом, костюмами. Есть работы, которые вызывают улыбку: фантазийные, не отражающие действительность. Кавказ до сих пор ведь экзотика, а в
— Вряд ли когда-то смогу сказать: «Все, собрал полную коллекцию». Ежегодно нахожу порядка пяти новых предметов. По моим приблизительным прикидкам, предметов графики на черкесскую тему не менее пятиста. Так что моя коллекция — только начало. Сейчас в ней более ста предметов, из которых на выставке будут представлены более семидесяти.