В Кисловодске на возвышенности неподалеку от музея Шаляпина стоит особняк, где прошли первые годы жизни нобелевского лауреата, писателя Александра Солженицына. В здании с высокой башней, похожей на колокольню, теперь работает информационно-культурный центр «Музей А. И. Солженицына». Выяснили историю особняка и почему его считают главным экспонатом.
В начале XX века места вблизи современной улицы Солженицына называли Ребровой балкой — в честь одного из первопоселенцев Кисловодска Алексея Реброва. Район возник, когда всем желающим обзавестись дачей «на водах» стало не хватать места в центре города.
— Ребровая балка — элитный район курортного Кисловодска. Там владели особняками богатые люди того времени: вдовы полковников и генералов, купцы и купчихи, преуспевающие инженеры, врачи, ведущие частную практику на курортах. Недвижимость строилась, чтобы потом сдавать комнаты и номера приезжим, — рассказывает научный сотрудник центра Вячеслав Яновский, показывая репродукцию кадра известного «фотолетописца Кавказа» Григория Раева.
На снимке конца XIX века запечатлен тот самый особняк. На шпиле башенки — утраченный ныне элемент — деревянный резной зонтик
— Когда наши реставраторы работали над открытием музея, этот зонтик, к сожалению, не восстановили. Это очень редкая архитектурная деталь, причем встречается она не в русской, а в индийской архитектуре, в юго-восточной Азии распространена. Что касается истории постройки особняка, то до сих пор неизвестно имя первого владельца. Также неизвестен точный год постройки. Нам удалось выяснить, что этот дом построен после 1897 года и в 1903 году уже стоял на этой улице.
До революции 1917 года особняк приобрела Мария Горина — родная сестра матери Солженицына, известная светскому обществу Кисловодска по фамилии второго мужа — гвардейского солдата Федора Ивановича. Писатель был знаком с ним и вспоминал: маленькому племяннику Горин рассказывал, как Николай II устраивал смотры и раздавал пятаки гвардейцам.
Архитектурный стиль особняка мало типичен для Кисловодска. Сегодня таких зданий в городе-курорте почти нет, утверждает специалист.
— Эклектика, но с очень большим влиянием псевдорусского стиля, популярного в конце XIX века в России. Им ознаменовалось русское национальное возрождение, возрождение национальной культуры — к этому был большой интерес. Мы не знаем, кто проектировал особняк, но с большой долей вероятности можем сказать, что дом строился на основе эскиза петербургского архитектора по имени Иван Ропет.
В 1876 году эскиз опубликовали в журнале «Мотивы русской архитектуры». У кисловодского особняка много общего с проектом Ропета, подчеркивает Вячеслав.
— Правда, ропетовский эскиз предполагал полностью деревянное здание, а в особняке Кисловодска весь первый этаж кирпичный. Второй этаж — частично деревянный. Почему так? Дело в том, что тот, кто строил этот дом, экономил. В средней России, на Урале, в Сибири бедные люди строили дома из дерева, а у нас из дерева только самые богатые могли себе позволить стройку. Везти с гор Северного Кавказа по бездорожью древесину было практически невозможно.
Еще одно сходство — обилие мелких резных деталей. Архитектор Иван Ропет настолько любил их, что современники подшучивали над ним. Даже появился ироничный термин «ропетовщина», или «дом в ропетовском стиле». Мол, не перебор ли, не доходит ли до безвкусицы?
Научный сотрудник музея уточняет: вероятно, Горины сдавали особняк, как и остальные владельцы дач Ребровой балки. Здание могло служить гостевым домом для туристов.
Мать Солженицына, Таисия Захаровна, вместе со своим отцом и сыном переехала в особняк сестры в 1920 году и прожила здесь четыре года. До реставрации здание разделялось на несколько маленьких помещений. Зал, где сегодня хранятся фото писателя, был детской. Солженицын писал:
«Первое и сразу очень яркое мое воспоминание — залитая солнцем небольшая чистая угловая комната, посреди которой я лежу в кроватке с веревочной сеткой и помню, куда головой, и понимаю, какой хороший день, а мама подходит со стороны. Почему-то этот день и этот момент только и остался от тысячи лежаний в той кроватке».
Комната находилась на первом этаже. На втором писатель почти не бывал, заверяет экскурсовод, приводя признание Солженицына во время его визита на Кавминводы: «Жил на первом этаже, как-то поднялся по лестнице вверх, упал, нос разбил».
В воспоминаниях о детстве, опубликованных в 2018 году, Солженицын пишет более детально: «Бабушка посылает меня отнести ручную кофейную мельницу на второй этаж. Я с нею больно грохаюсь на первых же ступеньках. От такого удара навсегда запомнишь и ту ступеньку, скошенную на закругленной лестнице, и вид, и цвета той мельницы: вся коричневая, а куполок над жерновком матово-зеленый».
В 1924 году дом отняли у Гориных, и они переехали в Георгиевск. В кисловодском же особняке расположились коммунальные комнаты. В 1960-х годах здание передали санаторию «Родина». По словам научного сотрудника центра Вячеслава, более десятка корпусов заняли всю улицу и захватили соседнюю. Особняк Гориной был нежилым — на втором этаже расположилась бухгалтерия, часть помещений сдавалась, в том числе парикмахерской.
— Так это здание дожило до начала 90-х, на курорт к нам мало кто тогда приезжал. Санатории стояли полупустые. За корпусами перестали следить. Все, что можно было растащить, выносилось вмиг. В доме, где прошло детство писателя, стали селиться бездомные люди. Особняк превратился в притон для алкоголиков и бродяг. Все 90-е и начало нулевых здание стояло пустым. Александр Солженицын в последний раз был в доме в 1994 году. Уже тогда в особняке не было ни одного целого окна.
Солженицын умер 3 августа 2008 года, а через пять дней в Кисловодске объявили о создании музея. Процесс затянулся: в 2009 году особняк передали Государственному музею истории российской литературы имени В. И. Даля, но к реставрации приступили лишь в 2011 году.
— В декабре 2014 года протоиерей Русской православной церкви, духовный писатель Иоанн Знаменский освятил здание. Начался монтаж витрин и стендов, стали оформлять экспозиционный зал. Концепцию музея разрабатывал художник Юрий Решетников, но он умер еще до конца реставрации. Дело продолжила его ученица Ольга Данильченко. Научное руководство при создании музея осуществляла Наталья Солженицына — вдова писателя. Она же предоставила копии рукописей, документов, фотографий из личного архива писателя. Книги музею предоставили Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и издательский дом «Время», которым руководит журналист Борис Пастернак.
Музей в Кисловодске, ставший первым посвященным писателю в России и являющийся отделом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, открылся 31 мая 2015 года. На площади 42 квадратных метра представлена жизнь писателя от рождения до ноября 1962 года, когда в журнале «Новый мир» вышел «Один день из жизни Ивана Денисовича». Подлинных вещей Солженицына в особняке не сохранилось. Историки же отмечают: главный мемориальный артефакт музея — сам дом. Именно поэтому из него сделали многофункциональный культурный центр, где экспозиция совмещена с площадкой для проведения лекций, интерактивов и литературных вечеров.
Сегодня в информационно-культурном центре «Музей А. И. Солженицына» можно познакомиться с записями, на которых произведения читает сам писатель, с интервью и фрагментами документальных и художественных фильмов. В помощь гостям — динамическая витрина, информационный стол, тачскрин, видеоэкран и планшет-аудиогид. На мансарде старинного особняка с 2016 года работает астрономический клуб для школьников, ребята встречаются дважды в месяц. Если позволяет погода, занятия проходят с использованием телескопа.
Сотрудники музея также проводят для туристов и горожан трехчасовые прогулки по Кисловодску. Гиды рассказывают об археологических достопримечательностях окрестностей Кисловодска, национальных общинах и храмах, а также об известных гостях курорта.