История
Кабардино-Балкария: столетия в витринах
3 октября, 2022
131
Статуэтка из тысячелетнего могильника и кинжалы современных мастеров, старинные арджены и картины с видами Нальчика: что посмотреть на выставке к 100-летию Кабардино-Балкарии в Москве

История Кабардино-Балкарии в веках, лицах, предметах быта и произведениях искусства — полторы сотни экспонатов заняли сразу несколько залов Музея современной истории России в Москвe. Здесь до 23 октября проходит выставка «Кабардино-Балкария. Путь через века», на которой можно окунуться в историю и увидеть работы современных мастеров.

Из самой древности

Экспозицию составляли два главных музея Кабардино-Балкарии — Национальный и Изобразительных искусств. Сотрудники постарались показать не только искусство, живопись, скульптуру, но и историю, этнографию и вышли далеко за пределы возраста республики — ста лет. Среди экспонатов найдутся вековые артефакты, фигурку древней богини и украшения, обнаруженные в знаменитом Нальчикском могильнике. Некоторые предметы из него датируются третьим, а то и пятым тысячелетием до нашей эры.

На выставке представлены старинные панцирные доспехи и кольчуги, холодное и огнестрельное оружие. Оно, кстати, соседствует с образцами работы современных мастеров, например с шашками Залима Тумова и кинжалами Мухадина Карчаева. Завораживают чаши, сосуды и тарелки в технике холодной ковки Александра Пазова. Работы также представлены вместе со старинными, что позволяет задуматься: как простые, казалось бы, предметы быта со временем начинают восприниматься как произведения искусства и как эти произведения интерпретируют современные художники.

Довольно редкий экспонат из старины, иллюстрирующий одну из страстей кабардинцев всех времен — к коневодству и наездничеству, — прекрасно сохранившееся седло. Конструкция поражает сложностью, если не фантасмагоричностью, и продуманностью, анатомической верностью линий.

Другая важная часть жизни, быта и искусства кабардинцев и балкарцев — дерево. Материал был более доступен, чем, например, железо, но древних предметов из него из-за недолговечности сохранилось мало. Современные ремесленники, однако, по-прежнему зачастую отдают предпочтение именно теплому и пластичному дереву. В экспозиции есть невероятно тонкие работы — музыкальные инструменты Владимира Мокаевачаши и рога Валерия и Фатимы Тубаевых, сочетающие, казалось бы, несочетаемые брутальность и изящество.

Искусство в быте

Циновки из рогоза Руслана Мазлоева — давно узнаваемый бренд и в Кабардино-Балкарии, и за ее пределами. На выставке они соседствуют с циновками старинными — ардженами. И вновь вещь из прошлого оказывается лицом к лицу с современным прочтением самой себя, когда переосмысленный художником предмет порождает направление в современном искусстве. То же происходит с войлоком, попавшим в руки Миланы Халиловой и Дины Мокаевой. Первая мастерица работает с традиционными образами и мотивами, экспериментируя с объемом, а вторая вовсе уходит в пейзажную живопись, где уложенная особым способом некрашеная шерсть вдруг начинает вести себя как графика.

Немалая доля экспонатов — народные костюмы: исторические платья, элементы вышивки, нагрудники и работы современных мастеров. Например, детские кабардинские костюмы от Мадины Хацуковой и старинные «взрослые» балкарские наряды. Самые «пожилые» экземпляры платьев из Нацмузея в Москву не повезли: побоялись, что ветшающий текстиль не выдержит транспортировки. Зато приехало платье работы сестер Джульетты Шетовой и Маринетты Дагировой, вышивка на котором максимально точно повторяет узор на одном из фондовых экспонатов.

Живописная часть экспозиции пестрит известными именами как художников, так и тех, кого они писали. Алехин, Ваннах, Трындык, Паштов, Зумакулова, Мечиев. Здесь и рисунки Григория Гагарина из серии «Костюмы Кавказа», и этюды Шухаева к монументальному полотну «Молотьба». Пейзажи Нальчика и Тырныауза, рассветы в горах и бытовые зарисовки, портреты — все это хочется рассматривать и запоминать.

Экспозицию «Кабардино-Балкария. Путь через века» делает уникальной и обязательной к посещению и еще одна причина. Старинное седло, образцы вооружения, золотное шитье: многие экспонаты — фондовые и не выставлены в витринах музеев в Нальчике. И их уж точно не увидеть все сразу в стенах одного здания.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Когда точность становится вдохновением: путь врача, который выбрал краски вместо бор-машины
Более десяти лет стоматолог из Нальчика Залим Унакафов лечил людей, а теперь создает картины. Узнали, чем медицина похожа на творчество и как художественная свобода сочетается с врачебной точностью
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Сокровище Дагестана. Зачем в высокогорном селе восстановили водяную мельницу и как она работает сегодня
Мы поднялись в Чалду, чтобы увидеть, как сила горной воды превращает орехи в знаменитый урбеч и хранит память о далеком прошлом
Китайский след во Владикавказе
Выяснили, как связаны Северная Осетия, Китай и борьба за установление советской власти
Динозавр, уколы и крестное знамение. Что скрывают барельефы мавзолея аланского правителя
История легендарного экспоната Ставропольского музея-заповедника, расшифровки изображений на его стенах и тяжелой реставрации одного из самых загадочных наследий древней Алании
От кобанцев до революционеров. Какие секреты скрывает ингушская земля?
Спросили у археологов, что общего между пулей от пулемета «Льюис», посохом древнего жреца и детской туфелькой трехсотлетней давности
Полная версия