{{$root.pageTitleShort}}

Кабардино-Балкария: столетия в витринах

Статуэтка из тысячелетнего могильника и кинжалы современных мастеров, старинные арджены и картины с видами Нальчика: что посмотреть на выставке к 100-летию Кабардино-Балкарии в Москве

История Кабардино-Балкарии в веках, лицах, предметах быта и произведениях искусства — полторы сотни экспонатов заняли сразу несколько залов Музея современной истории России в Москвe. Здесь до 23 октября проходит выставка «Кабардино-Балкария. Путь через века», на которой можно окунуться в историю и увидеть работы современных мастеров.

Из самой древности

{{current+1}} / {{count}}

Изделия народного мастера РФ Александра Пазова — холодная ковка, латунь, медь

Седло черкесское, вторая половина XIX века

Стремена, вторая половина XIX века

Традиционный балкарский кийиз, мужской и женский костюмы

Деревянная чаша

Деревянный рог с резьбой мастеров Валерия и Фатимы Тубаевых

Экспозицию составляли два главных музея Кабардино-Балкарии — Национальный и Изобразительных искусств. Сотрудники постарались показать не только искусство, живопись, скульптуру, но и историю, этнографию и вышли далеко за пределы возраста республики — ста лет. Среди экспонатов найдутся вековые артефакты, фигурку древней богини и украшения, обнаруженные в знаменитом Нальчикском могильнике. Некоторые предметы из него датируются третьим, а то и пятым тысячелетием до нашей эры.

На выставке представлены старинные панцирные доспехи и кольчуги, холодное и огнестрельное оружие. Оно, кстати, соседствует с образцами работы современных мастеров, например с шашками Залима Тумова и кинжалами Мухадина Карчаева. Завораживают чаши, сосуды и тарелки в технике холодной ковки Александра Пазова. Работы также представлены вместе со старинными, что позволяет задуматься: как простые, казалось бы, предметы быта со временем начинают восприниматься как произведения искусства и как эти произведения интерпретируют современные художники.

Довольно редкий экспонат из старины, иллюстрирующий одну из страстей кабардинцев всех времен — к коневодству и наездничеству, — прекрасно сохранившееся седло. Конструкция поражает сложностью, если не фантасмагоричностью, и продуманностью, анатомической верностью линий.

Другая важная часть жизни, быта и искусства кабардинцев и балкарцев — дерево. Материал был более доступен, чем, например, железо, но древних предметов из него из-за недолговечности сохранилось мало. Современные ремесленники, однако, по-прежнему зачастую отдают предпочтение именно теплому и пластичному дереву. В экспозиции есть невероятно тонкие работы — музыкальные инструменты Владимира Мокаевачаши и рога Валерия и Фатимы Тубаевых, сочетающие, казалось бы, несочетаемые брутальность и изящество.

Искусство в быте

{{current+1}} / {{count}}

Циновки (арджены) Руслана Мазлоева — рогоз, плетение

Циновки (арджены) Руслана Мазлоева — рогоз, плетение

А.Б. Калмыков, «Лето в Нальчике». В.И. Шухаев, «Молотилка». Л.В. Брюммер, «Парники»

Кийиз Дины Мокаевой-Текуевой — шерсть, валяние

Костюм кабардинской княжны, реконструкция Мадины Хацуковой с литографии XVIII века

Мужской костюм и костюм для девочки мастера золотошвейного искусства Мадины Хацуковой

«Дерево жизни», Милана Халилова — овечья шерсть, войлоковаляние

Циновки из рогоза Руслана Мазлоева — давно узнаваемый бренд и в Кабардино-Балкарии, и за ее пределами. На выставке они соседствуют с циновками старинными — ардженами. И вновь вещь из прошлого оказывается лицом к лицу с современным прочтением самой себя, когда переосмысленный художником предмет порождает направление в современном искусстве. То же происходит с войлоком, попавшим в руки Миланы Халиловой и Дины Мокаевой. Первая мастерица работает с традиционными образами и мотивами, экспериментируя с объемом, а вторая вовсе уходит в пейзажную живопись, где уложенная особым способом некрашеная шерсть вдруг начинает вести себя как графика.

Немалая доля экспонатов — народные костюмы: исторические платья, элементы вышивки, нагрудники и работы современных мастеров. Например, детские кабардинские костюмы от Мадины Хацуковой и старинные «взрослые» балкарские наряды. Самые «пожилые» экземпляры платьев из Нацмузея в Москву не повезли: побоялись, что ветшающий текстиль не выдержит транспортировки. Зато приехало платье работы сестер Джульетты Шетовой и Маринетты Дагировой, вышивка на котором максимально точно повторяет узор на одном из фондовых экспонатов.

Живописная часть экспозиции пестрит известными именами как художников, так и тех, кого они писали. Алехин, Ваннах, Трындык, Паштов, Зумакулова, Мечиев. Здесь и рисунки Григория Гагарина из серии «Костюмы Кавказа», и этюды Шухаева к монументальному полотну «Молотьба». Пейзажи Нальчика и Тырныауза, рассветы в горах и бытовые зарисовки, портреты — все это хочется рассматривать и запоминать.

Экспозицию «Кабардино-Балкария. Путь через века» делает уникальной и обязательной к посещению и еще одна причина. Старинное седло, образцы вооружения, золотное шитье: многие экспонаты — фондовые и не выставлены в витринах музеев в Нальчике. И их уж точно не увидеть все сразу в стенах одного здания.

  • Москва, ул. Тверская, 21

  • Вт — Ср, Пт — Вс с 10:00 до 20:00; Чт с 11:00 до 21:00, Пн — выходной

Дарья Шомахова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Человек дошедший»: зачем идти на выставку современного художника во Владикавказе

Как технический прогресс загнал людей в ловушку и при этом дал возможность увидеть прекрасное даже в банальных «железках», окружающих нас практически 24/7? Разбирались вместе с автором необычных работ

Вперед в прошлое: зачем идти в ставропольский музей СССР

Бабушкин телевизор, духи учительницы по биологии и «Москвич» папиного начальника. Рассказываем, как ставрополец отправляет жителей и гостей краевой столицы в конец прошлого века (и немного в 2000-е)