История
«Мой адрес не дом и не улица, а вокзал»
16 ноября, 2021
260
Сто лет назад отсюда отправлялись поезда, сегодня от перронов и станционной машинерии не осталось и следа. Анастасия Федорюк по-своему напомнила о прошлом дома в Гвардейском проезде

В начале прошлого столетия от небольшой постройки тянулись рельсы, по которым к черноморскому побережью уходили вагоны. Спустя век вместо груженных ставропольской пшеницей составов и снующих с чемоданами по перрону туристов, предвкушающих чудесный отдых в солнечном Туапсе, у бывшего вокзала «Ставрополь — Туапсинский» спокойно. Здесь, в доме № 8 в Гвардейском проезде, много лет живут люди. Далеко не все горожане помнят о славной истории здания, с чем и решила бороться ставропольчанка Анастасия Федорюк.

Не только творчества ради

Анастасия Федорюк встречает нас у квартиры, с котом на руках. И если кому-то не терпится показать свой дом изнутри, то нашей героине — снаружи. Впрочем, гостям и самим хочется подольше задержаться на улице и рассмотреть экстерьер жилища. На одном из фасадов взгляду открывается удивительная картина: по железнодорожному мосту мчится поезд, из окон которого видны горы Кавказа, реки и деревья. Мимо состава пролетает орел. На другом фасаде — паровоз, разбрасывая клубы дыма, мчится прямо на зрителя. Свою задумку хозяйка воплотила не в одиночку — ей помогала подруга, художница Анна Долганова.

Унылую стену дома в Гвардейском проезде Анастасия Федорюк решила превратить в произведение уличного искусства не только ради творчества. У желтоватой постройки со вторым этажом в центральной части — особая история, объясняет хозяйка, да еще и неразрывно связанная с ее собственной.

— Моя самая главная идея была в том, чтобы люди, едва взглянув на наш дом, понимали, что это за здание. И мне кажется, мне это удалось! — смеется наша собеседница.

Вокзальное прошлое

— Мне была всегда интересна история здания. Я подняла архивы, очень много узнала в местном музее. Оказывается, вокзал начали возводить в 1901 году и строительство длилось десять лет. По сути, в 1911 году он стоял готовым. Представляете, насколько это старинное здание! — рассказывает Анастасия.

Как пишут краеведы Герман Беликов и Сергей Савенко в книге «Облик старого Ставрополя», вокзал запустили на пять лет позже — в 1916 году. Над проектом трудилась целая группа архитекторов и инженеров, среди которых были Михаил Бржезицкий, работавший над обликом другого вокзала — «Ставрополь-Ростовский», и «главный зодчий» краевого центра Григорий Кусков.

Здание в Ставрополе один в один походило на постройку того же назначения в Туапсе. Ничего удивительного в этом нет: в те времена в России вокзалы на начальной и конечной станциях часто возводили по одному проекту.

Судьба двух зданий-близнецов оказалась совершенно разной. Ставропольский вокзал постигла печальная участь. Исследователь Олег Сергеев в книге «Исторический очерк о железной дороге Петровское — Ставрополь — Армавир — Туапсе» пишет, что планы на «большое будущее» оборвали революция и Гражданская война. Железная дорога в районе вокзала серьезно пострадала в те годы, и ее пришлось закрыть. Сама же станция «Ставрополь—Туапсинский» еще немного просуществовала: до 1930 года сюда заходили поезда, шедшие с Кавказской на Петровское. Вокзал ликвидировали в 1947 году.

— Что касается брата-близнеца нашего дома, туапсинского вокзала, то его судьба сложилась куда оптимистичнее. Там до сих пор находится станция, туда по-прежнему приезжают поезда. А наш вокзал почти забыт всеми. После немецкой бомбежки дом практически был разрушен, так что здание пришлось восстанавливать с нуля. Вероятно, поэтому ему даже статус объекта культурного наследия не дали, — с грустью отмечает наша собеседница.

Кровная связь

После Великой Отечественной войны здание не пустовало. Часть этажа отвели под школу. На занятия приходили ребята из начальных классов. Оставшиеся помещения дома отдали железнодорожникам под жилье. И здесь же квартиру получил прадедушка Анастасии Иван Парамонов.

— Мой прадед не только жил здесь, но и участвовал в восстановлении после войны железных дорог, которые разбомбили немцы. Так что у меня почти кровная связь с этим домом, — отмечает ставропольчанка.

Анастасия очень любит свой дом с особой историей. Говорит, что ни за что не готова променять его на современную многоэтажку.

— Новые квартиры какие-то неуютные, бездушные, в них нет эмоций, а здесь особое ощущение — жизнь есть! Энергетика бешеная. Я настолько ее чувствую, что однажды ночью проснулась и говорю мужу: «Саша, слышишь, поезд едет!» А он мне: «Спи, это я окно открыл», — смеясь, рассказывает девушка.

Анастасия в шутку говорит: «Мой адрес не дом и не улица, а вокзал». Ставропольчанка хочет, чтобы все об этом знали, потому ее художества на фасаде — послание горожанам. Роспись на стенах просит случайного прохожего, спешащего по своим делам, задержаться ненадолго и задуматься: перед ним больше, чем просто дом.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Звезда мировой оперы Василиса Бержанская: «Музыка — это язык мира»
Уроженка Ессентуков развенчала популярные мифы и рассказала, как завоевать любовь европейской публики
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
«Слово „конкуренция“ — злое». Как бывший медик запустила бренд корсетов ручной работы
Джульетта Банная из Ставрополя стала модным дизайнером и теперь заказы к ней поступают со всего мира
Печать во времени. Зачем идти в ставропольский музей региональной журналистики
Первая газета Северного Кавказа, скандальная «Адская бомба», диктофон с трехметровым микрофоном. Раскрываем тайны сокровищницы местной журналистики
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
15 тысяч пончиков и съедобные елочные шары. Как прошел сладкий фестиваль в Кисловодске
Фоторепортаж с праздника для любителей легендарного лакомства города-курорта
Полная версия