В начале прошлого столетия от небольшой постройки тянулись рельсы, по которым к черноморскому побережью уходили вагоны. Спустя век вместо груженных ставропольской пшеницей составов и снующих с чемоданами по перрону туристов, предвкушающих чудесный отдых в солнечном Туапсе, у бывшего вокзала «Ставрополь — Туапсинский» спокойно. Здесь, в доме № 8 в Гвардейском проезде, много лет живут люди. Далеко не все горожане помнят о славной истории здания, с чем и решила бороться ставропольчанка Анастасия Федорюк.
Анастасия Федорюк встречает нас у квартиры, с котом на руках. И если кому-то не терпится показать свой дом изнутри, то нашей героине — снаружи. Впрочем, гостям и самим хочется подольше задержаться на улице и рассмотреть экстерьер жилища. На одном из фасадов взгляду открывается удивительная картина: по железнодорожному мосту мчится поезд, из окон которого видны горы Кавказа, реки и деревья. Мимо состава пролетает орел. На другом фасаде — паровоз, разбрасывая клубы дыма, мчится прямо на зрителя. Свою задумку хозяйка воплотила не в одиночку — ей помогала подруга, художница Анна Долганова.
Унылую стену дома в Гвардейском проезде Анастасия Федорюк решила превратить в произведение уличного искусства не только ради творчества. У желтоватой постройки со вторым этажом в центральной части — особая история, объясняет хозяйка, да еще и неразрывно связанная с ее собственной.
— Моя самая главная идея была в том, чтобы люди, едва взглянув на наш дом, понимали, что это за здание. И мне кажется, мне это удалось! — смеется наша собеседница.
— Мне была всегда интересна история здания. Я подняла архивы, очень много узнала в местном музее. Оказывается, вокзал начали возводить в 1901 году и строительство длилось десять лет. По сути, в 1911 году он стоял готовым. Представляете, насколько это старинное здание! — рассказывает Анастасия.
Как пишут краеведы Герман Беликов и Сергей Савенко в книге «Облик старого Ставрополя», вокзал запустили на пять лет позже — в 1916 году. Над проектом трудилась целая группа архитекторов и инженеров, среди которых были Михаил Бржезицкий, работавший над обликом другого вокзала — «Ставрополь-Ростовский», и «главный зодчий» краевого центра Григорий Кусков.
Здание в Ставрополе один в один походило на постройку того же назначения в Туапсе. Ничего удивительного в этом нет: в те времена в России вокзалы на начальной и конечной станциях часто возводили по одному проекту.
Судьба двух зданий-близнецов оказалась совершенно разной. Ставропольский вокзал постигла печальная участь. Исследователь Олег Сергеев в книге «Исторический очерк о железной дороге Петровское — Ставрополь — Армавир — Туапсе» пишет, что планы на «большое будущее» оборвали революция и Гражданская война. Железная дорога в районе вокзала серьезно пострадала в те годы, и ее пришлось закрыть. Сама же станция «Ставрополь—Туапсинский» еще немного просуществовала: до 1930 года сюда заходили поезда, шедшие с Кавказской на Петровское. Вокзал ликвидировали в 1947 году.
— Что касается брата-близнеца нашего дома, туапсинского вокзала, то его судьба сложилась куда оптимистичнее. Там до сих пор находится станция, туда по-прежнему приезжают поезда. А наш вокзал почти забыт всеми. После немецкой бомбежки дом практически был разрушен, так что здание пришлось восстанавливать с нуля. Вероятно, поэтому ему даже статус объекта культурного наследия не дали, — с грустью отмечает наша собеседница.
После Великой Отечественной войны здание не пустовало. Часть этажа отвели под школу. На занятия приходили ребята из начальных классов. Оставшиеся помещения дома отдали железнодорожникам под жилье. И здесь же квартиру получил прадедушка Анастасии Иван Парамонов.
— Мой прадед не только жил здесь, но и участвовал в восстановлении после войны железных дорог, которые разбомбили немцы. Так что у меня почти кровная связь с этим домом, — отмечает ставропольчанка.
Анастасия очень любит свой дом с особой историей. Говорит, что ни за что не готова променять его на современную многоэтажку.
— Новые квартиры какие-то неуютные, бездушные, в них нет эмоций, а здесь особое ощущение — жизнь есть! Энергетика бешеная. Я настолько ее чувствую, что однажды ночью проснулась и говорю мужу: «Саша, слышишь, поезд едет!» А он мне: «Спи, это я окно открыл», — смеясь, рассказывает девушка.
Анастасия в шутку говорит: «Мой адрес не дом и не улица, а вокзал». Ставропольчанка хочет, чтобы все об этом знали, потому ее художества на фасаде — послание горожанам. Роспись на стенах просит случайного прохожего, спешащего по своим делам, задержаться ненадолго и задуматься: перед ним больше, чем просто дом.