История
Нижний Джулат: золотоордынский мегаполис на Кавказе
25 февраля, 2019
2786
Этот старинный город хотят включить в список ЮНЕСКО, а для туристов со всего мира построить здесь культурно-исторический парк. Но пока на уникальную территорию зачастили черные копатели

Сегодня Нижний Джулат в Кабардино-Балкарии — это заросшая зеленью холмистая местность на высоком берегу Терека, на севере которой видны немногочисленные однообразные останки старинных стен. Но под землей скрывается много интересного, уверены археологи. И это должны увидеть туристы — для них здесь планируют создать культурно-исторический парк, а саму местность заявить на включение в список объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Рассказываем, каким был город, видевший сарматов, аланов и Золотую Орду и каким должен стать в будущем.

От сарматов до Золотой Орды

Тут, на правом берегу Терека, жили сарматы, возводили крепостные стены аланы, а расцвет старого города пришелся на время Золотой Орды.

История Нижнего Джулата в Кабардино-Балкарии начинается еще до новой эры, говорят ученые. Когда-то для них стал сюрпризом возраст местных находок.

— Пожалуй, самым сенсационным открытием было выявление раннего, чуть ли не сарматского пласта, — рассказывает историк, научный руководитель проекта «Международный историко-культурный парк Джулат» Тимур Кармов. — Очень редкая находка именно в плане поселенческих объектов. Известно много городищ аланской эпохи, и этот пласт не стал сюрпризом. А вот более ранние, предположительно сарматские, предметы быта, керамики — это было неожиданно.

Нижний Джулат — большое городище на 16 гектарах земли. По материалам раскопок исследователь поселения Исмаил Чеченов выделил два крупных периода развития города: аланскую эпоху, приблизительно V—X века, и период развитого Средневековья — золотоордынский. Именно во времена Золотой Орды Джулат стал крупным многонациональным городом, по меркам тех времен — мегаполисом. Это был центр торговли, где останавливались купцы и жили ремесленники.

— Золотая Орда была довольно полиэтнична. В ордынских городах были кварталы русскоязычного населения, жили представители народов Северного Кавказа, так что говорить о каком-то одном этносе не приходится, — поясняет Кармов.

Под мечом Тамерлана

На Северном Кавказе существуют и другие поселения этого периода, к примеру «сосед» Нижнего Джулата — Верхний Джулат, он же Татартуп в Северной Осетии.

— Но нашему Джулату в некотором смысле повезло, ну или не повезло. За счет своего выгодного географического положения именно он стал местом столкновения интересов крупнейших держав этой части Евразии, — рассказывает историк. — Это был богатый центр, здесь решалась судьба Золотой Орды в схватке с державой Тамерлана.

Когда Тамерлан одержал победу, он решил не просто уничтожить неугодного ему хана Тохтамыша. Его задачей стало экономическое уничтожение Золотой Орды.

— Он разорял города, угонял в Среднюю Азию рабочих, ремесленников, лишал Орду дохода. Население же, которое не могло пригодиться в качестве рабочей силы, просто уничтожалось.

Так, территория вокруг Джулата совершенно обезлюдела. Только через несколько веков округа стала постепенно оживать. Но в самом Джулате уже никто не селился.

Необычная мечеть

Память о Джулате сохранилась в фольклоре и преданиях разных народов. У кочевых ногайцев, кабардинцев и балкарцев он упоминается как некое сакральное место. Да и физические следы поселения продолжали существовать. Еще долго с дороги можно было разглядеть часть минарета соборной мечети старого города.

— Об этом писали путешественники. Говорилось, что минарет был виден даже в финальный этап Кавказской войны, — рассказывает Тимур Кармов. — Именно потому, что он возвышался на несколько метров, примерное местоположение Джулата всегда было известно.

Сказать, что Джулат архитектурно принципиально отличался от них, пока нельзя: материалов раскопок недостаточно. Однако точно известно, что здесь находилась крупнейшая соборная мечеть редкого типа. Специалисты по золотоордынской архитектуре считают, что она относится к типу раннеосманских мечетей. Это значит, что архитектурно постройка близка к христианским базиликам. Поначалу османы переделывали христианские храмы базиликанского типа в мечети, а затем транслировали такой тип строительства. Позже за стандарт был взят Храм Святой Софии.

— Минарет мечети и сейчас немного возвышается над местностью — если знать, где искать, его вполне можно разглядеть. Да и во время раскопок, проводимых Чеченовым, его расчистили.

Больше, чем кажется

И хотя существование остатков древнего города не было тайной, границы поселения археологи определили только в советское время.

Основной период исследований Джулата приходится на 50−60-е годы прошлого века. Более-менее активно исследователи работали здесь до конца 1980 годов. Затем наступило затишье. Но интересовать ученых Джулат не перестал.

— Хорошо, что Чеченов успел сделать публикации, упорядочить то, что было раскопано, — отмечает Тимур Кармов. — Он до последнего надеялся реанимировать работы в Джулате, но одновременно говорил, что если начинать, то можно в нем утонуть, потому что это проект не на год, два или даже пять лет.

«Реанимировали» раскопки осенью прошлого года. И это действительно только начало большой работы. Пока ученые занялись обновлением сведений о границах объекта — такие работы ведутся по всей стране, так как советская документация устарела. И разведка показала, что Джулат больше, чем предполагали предыдущие исследователи. Археологи обнаружили, что культурный слой уходит на восток, где уже много лет находятся пашни.

Сведения передали во Всероссийское общество охраны памятников — там должны оформить новые документы.

— Дальше уже и охранным организациям, и исследователям будет проще работать, — поясняет ученый.

После завершения «бумажной части» археологи продолжат работать — возможно, часть объекта законсервируют. В первую очередь нуждается в спасательных работах рваная кромка с юга: в советское время там начали копать карьер.

— Видимо, расчищали чернозем, чтобы добраться до глины для кирпича, и нашли могильник. Около 800 квадратных метров этот карьер уничтожил. Сейчас нужно отодвинуть, убрать путем археологических раскопок все, что там рассыпается и буквально висит, — говорит историк. — Но проблема не только в естественном обрушении.

Черные копатели

Джулат — объект пристального интереса черных копателей.

— Здесь много металла, и можно наблюдать целое паломничество грабителей, — сетует Тимур Кармов.

Археолог рассказывает, что однажды прямо на глазах ученых на территорию городища заехала машина, откуда вышли люди и, не смущаясь, начали работать лопатой.

— Когда мы начали кричать и двигаться в их сторону, они поняли, что никакие мы не «коллеги», быстро свернулись и уехали.

Догнать злоумышленников не получилось, но археологи передали сведения о них в полицию, так что копателей задержали, а «накопанное» изъяли. Но далеко не у всех случаев такой счастливый конец. Об этом расскажут и местные жители, и любой тематический форум в интернете: в Джулат ездят много и со всей страны. Так что безопасность — одна из главных задач, которые придется решать команде проекта «Международный историко-культурный парк „Джулат“».

— Мы планируем изолировать доступ к объекту. Благо, хотя бы с одной стороны там обрыв и река, — говорит историк.

Но это тоже станет возможно уже после оформления документов.

Без каруселей и небоскребов

Нижний Джулат планируют сделать местом притяжения для туристов со всего мира. Для этого на месте старого городища появится историко-культурный парк. Территорию разделят на две большие части: музейно-экспозиционную и «часть сопровождения». Последнюю, развлекательную, планируют расположить несколько в стороне от археологических объектов. И слова «развлекательная» можно не пугаться, уверяют кураторы проекта.

— Все эти ужасы с каруселями или небоскребами прямо посреди раскопок — выдумка, ничего подобного там, конечно, не будет, — говорит Тимур Кармов.

Часть объектов реконструируют физически, часть представят туристам с помощью 3D-моделирования. Все это делается с прицелом на включение Нижнего Джулата в список объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Наличие историко-культурного парка может помочь положительно решить этот вопрос, поясняет археолог и приводит в пример опыт Кижей в Карелии. Процесс небыстрый — одна только подготовка документов для внесения в предварительный список занимает около двух лет. Если объект в него попадет, вопрос о перенесении в основной список может решаться еще несколько лет. Но это оправданные хлопоты, считает ученый: ЮНЕСКО пиарит объекты из своего списка, и к ним стекаются туристы со всего мира.

Проект «Международный историко-культурный парк Джулат» получил поддержку Фонда президентских грантов. Заинтересованы в его создании и инвесторы, в том числе международные. В сотрудничестве с Китаем в республике создается промышленный комплекс «Этана».

— А любой крупный международный промышленный проект предусматривает нормативы по экологии и культурному наследию — то, сколько проект должен потратить на эти цели, — объясняет Кармов.

Есть и другие инвесторы, говорит ученый, и они готовы начать строить хоть сейчас. Но впереди еще много подготовительных работ. Так что в ближайшее время в парк «Джулат» туристы не попадут. Реализация проекта, по информации республиканского Министерства курортов и туризма, рассчитана на четыре года. Пока его создатели планируют объявить студенческий конкурс на лучший проект парка.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Едем кататься. Обзор всех семи горнолыжных курортов Северного Кавказа
Собрали актуальные цены на ски-пассы, проверенные отели, кафе и выяснили, куда лучше отправиться новичкам и семьям с детьми, а куда — опытным спортсменам
Из следователей — в агрономы. Как появился знаменитый зольский картофель
Фоторепортаж с полей в предгорьях Кавказа — здесь собирают элитный урожай
Едем к водопадам. Осень в Чегемском ущелье
Все оттенки сепии и охры — в нашем ноябрьском фоторепортаже из Кабардино-Балкарии
«Опыт вслушивания в территорию». Что смотреть на фестивале современного искусства «Аланика»
Работы современных художников были представлены в малых музеях Северного Кавказа, а теперь их можно увидеть во Владикавказе
Не хычином единым. Как прошел гастрофестиваль «Вкус Эльбруса»
Блюда от шеф-поваров, музыка и ремесленные лавки. Праздник с видом на Эльбрус собрал гурманов со всей России
Россия собирается вместе. Что значит для Кавказа День народного единства
4 ноября имеет особое значение для Северного Кавказа — региона с огромным культурным и религиозным разнообразием
Полная версия