Сегодня Нижний Джулат в Кабардино-Балкарии — это заросшая зеленью холмистая местность на высоком берегу Терека, на севере которой видны немногочисленные однообразные останки старинных стен. Но под землей скрывается много интересного, уверены археологи. И это должны увидеть туристы — для них здесь планируют создать культурно-исторический парк, а саму местность заявить на включение в список объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Рассказываем, каким был город, видевший сарматов, аланов и Золотую Орду и каким должен стать в будущем.
Тут, на правом берегу Терека, жили сарматы, возводили крепостные стены аланы, а расцвет старого города пришелся на время Золотой Орды.
История Нижнего Джулата в Кабардино-Балкарии начинается еще до новой эры, говорят ученые. Когда-то для них стал сюрпризом возраст местных находок.
— Пожалуй, самым сенсационным открытием было выявление раннего, чуть ли не сарматского пласта, — рассказывает историк, научный руководитель проекта «Международный историко-культурный парк Джулат» Тимур Кармов. — Очень редкая находка именно в плане поселенческих объектов. Известно много городищ аланской эпохи, и этот пласт не стал сюрпризом. А вот более ранние, предположительно сарматские, предметы быта, керамики — это было неожиданно.
Нижний Джулат — большое городище на 16 гектарах земли. По материалам раскопок исследователь поселения Исмаил Чеченов выделил два крупных периода развития города: аланскую эпоху, приблизительно
— Золотая Орда была довольно полиэтнична. В ордынских городах были кварталы русскоязычного населения, жили представители народов Северного Кавказа, так что говорить о каком-то одном этносе не приходится, — поясняет Кармов.
На Северном Кавказе существуют и другие поселения этого периода, к примеру «сосед» Нижнего Джулата — Верхний Джулат, он же Татартуп в Северной Осетии.
— Но нашему Джулату в некотором смысле повезло, ну или не повезло. За счет своего выгодного географического положения именно он стал местом столкновения интересов крупнейших держав этой части Евразии, — рассказывает историк. — Это был богатый центр, здесь решалась судьба Золотой Орды в схватке с державой Тамерлана.
Когда Тамерлан одержал победу, он решил не просто уничтожить неугодного ему хана Тохтамыша. Его задачей стало экономическое уничтожение Золотой Орды.
— Он разорял города, угонял в Среднюю Азию рабочих, ремесленников, лишал Орду дохода. Население же, которое не могло пригодиться в качестве рабочей силы, просто уничтожалось.
Так, территория вокруг Джулата совершенно обезлюдела. Только через несколько веков округа стала постепенно оживать. Но в самом Джулате уже никто не селился.
Память о Джулате сохранилась в фольклоре и преданиях разных народов. У кочевых ногайцев, кабардинцев и балкарцев он упоминается как некое сакральное место. Да и физические следы поселения продолжали существовать. Еще долго с дороги можно было разглядеть часть минарета соборной мечети старого города.
— Об этом писали путешественники. Говорилось, что минарет был виден даже в финальный этап Кавказской войны, — рассказывает Тимур Кармов. — Именно потому, что он возвышался на несколько метров, примерное местоположение Джулата всегда было известно.
Сказать, что Джулат архитектурно принципиально отличался от них, пока нельзя: материалов раскопок недостаточно. Однако точно известно, что здесь находилась крупнейшая соборная мечеть редкого типа. Специалисты по золотоордынской архитектуре считают, что она относится к типу раннеосманских мечетей. Это значит, что архитектурно постройка близка к христианским базиликам. Поначалу османы переделывали христианские храмы базиликанского типа в мечети, а затем транслировали такой тип строительства. Позже за стандарт был взят Храм Святой Софии.
— Минарет мечети и сейчас немного возвышается над местностью — если знать, где искать, его вполне можно разглядеть. Да и во время раскопок, проводимых Чеченовым, его расчистили.
И хотя существование остатков древнего города не было тайной, границы поселения археологи определили только в советское время.
Основной период исследований Джулата приходится на 50−60-е годы прошлого века. Более-менее активно исследователи работали здесь до конца 1980 годов. Затем наступило затишье. Но интересовать ученых Джулат не перестал.
— Хорошо, что Чеченов успел сделать публикации, упорядочить то, что было раскопано, — отмечает Тимур Кармов. — Он до последнего надеялся реанимировать работы в Джулате, но одновременно говорил, что если начинать, то можно в нем утонуть, потому что это проект не на год, два или даже пять лет.
«Реанимировали» раскопки осенью прошлого года. И это действительно только начало большой работы. Пока ученые занялись обновлением сведений о границах объекта — такие работы ведутся по всей стране, так как советская документация устарела. И разведка показала, что Джулат больше, чем предполагали предыдущие исследователи. Археологи обнаружили, что культурный слой уходит на восток, где уже много лет находятся пашни.
Сведения передали во Всероссийское общество охраны памятников — там должны оформить новые документы.
— Дальше уже и охранным организациям, и исследователям будет проще работать, — поясняет ученый.
После завершения «бумажной части» археологи продолжат работать — возможно, часть объекта законсервируют. В первую очередь нуждается в спасательных работах рваная кромка с юга: в советское время там начали копать карьер.
— Видимо, расчищали чернозем, чтобы добраться до глины для кирпича, и нашли могильник. Около 800 квадратных метров этот карьер уничтожил. Сейчас нужно отодвинуть, убрать путем археологических раскопок все, что там рассыпается и буквально висит, — говорит историк. — Но проблема не только в естественном обрушении.
Джулат — объект пристального интереса черных копателей.
— Здесь много металла, и можно наблюдать целое паломничество грабителей, — сетует Тимур Кармов.
Археолог рассказывает, что однажды прямо на глазах ученых на территорию городища заехала машина, откуда вышли люди и, не смущаясь, начали работать лопатой.
— Когда мы начали кричать и двигаться в их сторону, они поняли, что никакие мы не «коллеги», быстро свернулись и уехали.
Догнать злоумышленников не получилось, но археологи передали сведения о них в полицию, так что копателей задержали, а «накопанное» изъяли. Но далеко не у всех случаев такой счастливый конец. Об этом расскажут и местные жители, и любой тематический форум в интернете: в Джулат ездят много и со всей страны. Так что безопасность — одна из главных задач, которые придется решать команде проекта «Международный историко-культурный парк „Джулат“».
— Мы планируем изолировать доступ к объекту. Благо, хотя бы с одной стороны там обрыв и река, — говорит историк.
Но это тоже станет возможно уже после оформления документов.
Нижний Джулат планируют сделать местом притяжения для туристов со всего мира. Для этого на месте старого городища появится историко-культурный парк. Территорию разделят на две большие части: музейно-экспозиционную и «часть сопровождения». Последнюю, развлекательную, планируют расположить несколько в стороне от археологических объектов. И слова «развлекательная» можно не пугаться, уверяют кураторы проекта.
— Все эти ужасы с каруселями или небоскребами прямо посреди раскопок — выдумка, ничего подобного там, конечно, не будет, — говорит Тимур Кармов.
Часть объектов реконструируют физически, часть представят туристам с помощью 3D-моделирования. Все это делается с прицелом на включение Нижнего Джулата в список объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Наличие историко-культурного парка может помочь положительно решить этот вопрос, поясняет археолог и приводит в пример опыт Кижей в Карелии. Процесс небыстрый — одна только подготовка документов для внесения в предварительный список занимает около двух лет. Если объект в него попадет, вопрос о перенесении в основной список может решаться еще несколько лет. Но это оправданные хлопоты, считает ученый: ЮНЕСКО пиарит объекты из своего списка, и к ним стекаются туристы со всего мира.
Проект «Международный историко-культурный парк Джулат» получил поддержку Фонда президентских грантов. Заинтересованы в его создании и инвесторы, в том числе международные. В сотрудничестве с Китаем в республике создается промышленный комплекс «Этана».
— А любой крупный международный промышленный проект предусматривает нормативы по экологии и культурному наследию — то, сколько проект должен потратить на эти цели, — объясняет Кармов.
Есть и другие инвесторы, говорит ученый, и они готовы начать строить хоть сейчас. Но впереди еще много подготовительных работ. Так что в ближайшее время в парк «Джулат» туристы не попадут. Реализация проекта, по информации республиканского Министерства курортов и туризма, рассчитана на четыре года. Пока его создатели планируют объявить студенческий конкурс на лучший проект парка.