На фронт в Дагестане были призваны и ушли добровольцами около 180 тысяч представителей разных национальностей. Родину защищали целыми семьями. Тагировы из селения Ахты отправили на фронт семерых сыновей, Абдулгамидовы из Урхучимахи — двенадцать человек, Исмаиловы из селения Кака — шестерых. И таких семей было много, рассказывает кандидат исторических наук, доцент, завкафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета им. Расула Гамзатова Исмаил Эмирханов.
— Мой дед Зияутдин Абдурахманов участвовал в обороне Москвы, освобождал Варшаву и брал Берлин. Вернувшись домой, он, как и многие ветераны, не любил говорить о войне. Возможно, его скупые рассказы и подтолкнули меня к тому, чтобы стать историком, больше узнать о войне и жизни дагестанцев в эти годы, — отмечает Исмаил Эмирханов.
— Деятели культуры и искусства тоже внесли вклад в Победу, причем не только творчеством. Народный поэт Дагестана Абуталиб Гафуров в свои 60 лет строил оборонительные сооружения, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Певица, солистка дагестанского радиокомитета, мать троих детей Рагимат Гаджиева рыла окопы и огневые точки, а вечерами выступала в госпиталях.
Добровольно ушли на фронт директор и актеры Лезгинского театра, коллектив Аварского драмтеатра, лакский поэт, журналист и переводчик Эфенди Капиев, кумыкский писатель Абдул-Вагаб Сулейманов, политический и общественный деятель, сын известного дагестанского поэта Сулеймана Стальского. На войне погибли два родных брата поэта Расула Гамзатова.
— Только с 22 по 26 июня от дагестанцев поступило более 3000 заявлений с просьбой зачислить их добровольцами на фронт. Причем 677 подали девушки. В апреле 1942 года более 900 представительниц народов, населяющих Дагестан, вошли в зенитно-артиллерийский полк. Он нес службу в Грозном, участвовал в боях и закончил войну у границ Восточной Пруссии.
На территории Дагестана сформированы и другие боевые соединения. Так, осенью 1942 года горцы вошли в состав кавалерийского эскадрона под командованием Кара Караева, героя Гражданской войны, которого называли «дагестанский Буденный». Отличительной чертой подразделения стало то, что бойцам разрешили быть не в гимнастерках, а в черкесках, папахах и с кинжалами. Эскадрон участвовал в форсировании Днепра и Вислы, освобождении Моздока, Таганрога, Николаева и Одессы, а закончил войну у стен Рейхстага.
— Официально Героев Советского Союза в Дагестане 58, из них семь кавалеров ордена Славы трех степеней, — рассказывает историк. — Первым звания удостоился подводник Магомед Гаджиев. Командуя подлодкой, в конце 1941 года он впервые в истории провел морской бой в надводном положении и уничтожил два корабля противника. Всего на счету Гаджиева — десять потопленных кораблей врага.
Вторым дагестанцем, получившим звание Героя Советского Союза, стал летчик-истребитель Валентин Эмиров, совершивший воздушный таран. В небе отличились также летчик-истребитель Александр Цветковский, штурмовики Юсуп Акаев и Владимир Бараненко.
Есть у нас и дважды Герой Советского Союза — Амет-Хан Султан. Подвиг Александра Матросова повторили дагестанцы Саду Мусаев и ногаец Халмурза Кумуков, подвиг летчика Николая Гастелло — махачкалинец Александр Браилко и танкист Алик Мардахаев.
Первым маршалом инженерных войск стал Михаил Воробьев. Он руководил строительством оборонительных рубежей под Москвой, Сталинградом и Курском, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Чеченец из Дагестана Ханпаша Нурадилов стал самым результативным пулеметчиком, уничтожив в войну 920 бойцов врага. В числе лучших снайперов — Абдулла Сефербеков, на счету которого 110 гитлеровцев.
Хаирбек Заманов, командир 304-й стрелковой дивизии, освобождал Орел, Львов, Киев, Краков, был трижды удостоен салюта в Москве и упомянут в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. Генерал-полковник Магомед Танкаев со своим полком освобождал Освенцим.
— Сам Дагестан в годы Великой Отечественной не стал ареной ожесточенных сражений. В период битвы за Кавказ было всего три авианалета на Махачкалу и Хасавюрт. При этом здесь было налажено производство военной продукции. Завод «Двигательстрой» (он же «Завод 182», современный «Дагдизель») в Каспийске выпускал морские торпеды, минометы, снаряды, гранаты РГД — всего 216 видов изделий. Осенью 41-го на предприятие лично приезжал начальник штаба Закавказского фронта генерал Толбухин.
Дагестан также стал одной из баз эвакуационных госпиталей. Первый был сформирован буквально через пару месяцев с начала войны и расположился в здании гостиницы «Дагестан». Всего же в республике прошли лечение 130 тысяч бойцов и командиров Красной армии, что сделало ее одним из лидеров по этим показателям.