
Фото: Сулейман Костоев/ТАСС
В Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии два выставочных зала: в одном обычно проводят персональные временные выставки, а в другом — постоянная экспозиция, которая отражает разнообразие и богатство ингушской культуры с древности до наших дней. Здесь в основном произведения декоративно-прикладного искусства, исторические и современные. Создана отдельная зона для картин, подаренных музею меценатом и коллекционером Владимиром Некрасовым в 2021 году. О самых примечательных экспонатах относительно небольшого, но уютного и интересного музея рассказала искусствовед Хава Акиева.
Этническая одежда из разных эпох
Кажется, удивить кого-то национальными костюмами на Кавказе сложно. Но все же мы продолжаем засматриваться на прекрасные наряды со множеством деталей, аксессуаров и украшений. Экспозиция музея ИЗО позволяет нам разглядеть традиционные облачения ингушей во всех деталях.
Женское платье украшено нагрудником, поясом и головным убором. Здесь вы увидите эволюцию деталей костюма. Например, курхарс, средневековый головной убор, сменяется более современными моделями в форме усеченного конуса. Мужской костюм, черкеска, тоже богат деталями — газырницы, кожаный пояс с кинжалом ручной работы, каракулевая папаха.
— Цвет каракулевой шапки зависел от социального положения, статуса, возраста мужчины. Например, пепельного цвета шапки надевали мужчины преклонного возраста, — отмечает Хава Акиева.
Фоном для костюмов служит истинг, традиционный национальный ковер из войлока, выполненный современной мастерицей Зейнап Дзараховой.
Холодное оружие
Еще одна вещь, которая является стереотипно кавказской, но при этом всеми любимой, — холодное оружие. Кинжалы всегда были неотъемлемой частью костюма горца. Ингуши не исключение. В музее ИЗО собраны редкие образцы, каждый из которых хранит в себе историю. Кинжалы второй половины XIX века, ножи «Барс» и «Вовнушки», сабля воина XVI столетия — это не просто экспонаты, а свидетели прошлого.
— На каждом холодном оружии, на ножнах, ставили клеймо мастера. По нему можно было определить, к какому роду или тейпу этот мастер относится, — говорит Акиева.
Отдельного внимания заслуживает сабля, некогда принадлежавшая Гапуру Ахриеву, известному ингушскому революционеру, боровшемуся за установление советской власти на Кавказе.
Шахматы и чаши
Традиционно ингуши — хорошие мастера резьбы по дереву. В музее можно ознакомиться с работами самых ярких талантов, в том числе Накира Озиева, Магомеда Кариева, Юсупа Хамчиева.
Панно «Илли», выполненное Озиевым, посвящено игре на ингушских музыкальных инструментах. Внимание к деталям поражает, будь то тщательно проработанный костюм, папаха или изящная башня.
Шахматный столик с фигурами работы Магомеда Кариева — один из самых любимых экспонатов посетителей музея. Морщины на лицах, нюансы мимики, проработанные складки национальной одежды — все эти детали передают дух и индивидуальность персонажей.
— Каждая фигура — это миниатюра, которая может быть не только элементом игры в шахматы, но и портретом представителя горского народа, — считает Хава Акиева.
Здесь же чаши и блюдо работы все того же Кариева из каповой древесины, то есть наростов на стволах лиственных деревьев. Для их оформления не применялись ни краски, ни инкрустация — только структура дерева. Работать с таким материалом крайне сложно, но зато он отличается неповторимым рисунком.
Фигуры из стекла
Тонкие и воздушно прекрасные стеклянные работы Зяудина Батаева поражают своим изяществом. Среди них — корабль с парусами, животные, знаки зодиака и популярные персонажи.
— Зяудин Батаев — единственный мастер на всем Северном Кавказе, владеющий этим искусством на таком уровне, — утверждает Акиева.
По словам искусствоведа, мастер, живущий сегодня в Нальчике, многие годы работал на Ломоносовском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где изучил технологии обработки кварцевого стекла.
Предмет-загадка

Фото: Сулейман Костоев/ТАСС
Внимание посетителя привлекает и необычный предмет, о назначении которого можно гадать долго, — то ли гигантская домашняя туфелька, то ли вовсе не пойми что. На самом деле это старинный предмет интерьера — подчасник.
— Такие настенные кармашки для больших часов на цепочке вешали на войлочные ковры во второй половине XIX века и начале XX века, — объясняет сотрудница музея.
Это был своего рода маркер состоятельности семьи. По подобным интерьерным украшениям вошедший гость мог понять, что семья живет в достатке, мире и согласии.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия
-
-
С понедельника по пятницу работает с 9 до 18, в субботу — с 10 до 17. Выходной — воскресенье
-
Взрослый билет — 100 рублей, с экскурсионным обслуживанием — 150. Действуют льготы