Чуть выше кисловодского железнодорожного вокзала, недалеко от Курзала, расположен небольшой особняк в стиле модерн — с башенками, балкончиком, цветными витражами, резными перилами и коньками на крыше. Это литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина».
Вообще-то, Шаляпину этот дом никогда не принадлежал — он снимал его два месяца в 1917 году, но в памяти горожан особняк неразрывно связан с великим русским певцом. Сейчас в этом доме хранятся семейные реликвии, подаренные музею дочерьми Шаляпина, его письма, картины его сына, здесь проводятся ежегодные «Шаляпинские сезоны», на которые собираются лучшие оперные голоса страны, и другие музыкальные фестивали.
«Дача» была построена в 1903 году как гостевой дом. Предприимчивый купец Ушаков возвел его рядом со своим домом, чтобы сдавать в аренду отдыхающим. Спроектировал особняк архитектор Эммануил Ходжаев, впоследствии первый официальный архитектор Кисловодска.
Купец подарил дом своей жене, и несколько лет там располагался «пансион госпожи Ушаковой». Летом 1911 года, кстати, здесь снимал флигель молодой композитор Сергей Прокофьев, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная на здании два года назад. В 1914 году особняк купил казачий генерал Георгий Абрезов. У него-то и арендовал дом Федор Иванович Шаляпин, приехав в Кисловодск в 1917 году вместе с женой Марией Петцольд и дочерьми Марфой и Мариной.
Шаляпину так нравился этот городок, где летом собирался весь цвет столичной публики! Впервые он приехал сюда с гастролями в 1899 году. И потом приезжал еще не раз. Пережидая последствия февральской революции, Шаляпин писал дочери: «На всякий случай, может быть, найму здесь что-нибудь в казачьих станицах, то есть какой-нибудь дом, в случае будет скверно в Москве и в Крыму — переберемся сюда. Здесь хоть есть, что кушать, всего достаточно».
27 августа 1917 года Шаляпин дал в кисловодском Курзале концерт и часть вырученных средств передал на строительство санатория для раненных на войне солдат.
— Он вообще очень много жертвовал на благотворительность — на больницы, на храмы. В начале века в России были популярны акции «Белый цветок»: за каждый взнос жертвователям дарили цветы. Так вот у Федора Ивановича их бывали целые гирлянды, — рассказывает директор музея Ольга Красникова. — Кроме того, он и самих солдат, нижние чины, пригласил на кисловодский концерт. И поскольку свободных мест не было, их разместили в оркестровой яме.
Попасть на концерт даже состоятельным людям было очень трудно — билеты разлетались мгновенно. Но в тот августовский вечер поклонникам великого баса повезло: когда Шаляпин после выступления в Курзале вернулся на «дачу», фанаты встретили его аплодисментами. И тогда он вышел на веранду и запел. Начался дождь, потом закончился, но слушатели не расходились, и он пел для них несколько часов при свете луны.
— Шаляпин родился в Казани 13 февраля (по новому стилю) 1873 года. А его бурная театральная деятельность началась в Тифлисе, где ему впервые удалось серьезно заняться своим голосом. Потому-то впоследствии певец говорил о себе: «Для жизни рожден я в Казани, для сцены Кавказом рожден», — рассказывает искусствовед Борис Розенфельд.
Каждый год в день рождения гения в музее собираются поклонники творчества Шаляпина, и Борис Матвеевич рассказывает им о певце и ведет большое праздничное мероприятие. В этом году к юбилею Шаляпина приурочен 12-й конкурс молодых исполнителей, в котором участвуют дети из музыкальных школ Северного Кавказа.
Концерты и музыкальные вечера — отличительная черта музея.
— Вот уже 30 лет по средам и пятницам у нас проводятся экскурсии и концерты, и люди с удовольствием на них приходят, — рассказывает Ольга Красникова. — Конечно, у нас нет таких экспонатов, как в мемориальных квартирах Федора Ивановича в Москве и Петербурге, но у нас интересная коллекция вещей и мебели той эпохи, мы поддерживаем связь с его родственниками за рубежом, к нам привозят экспозиции других музеев. А недавно музей получил в подарок 140 писем его племянника Игоря Шаляпина, который 10 лет отсидел в лагерях из-за того, что не отрекся от своего дяди, когда тот уехал из России и стал врагом для советской власти.
Музей «запрещенного» певца был открыт только в 1988 году, но этому событию предшествовал длинный период организации и реставрации.
— Пришлось ходить по кабинетам Министерства культуры, рассказывать о пребывании Шаляпина в Кисловодске и убеждать чиновников, что в нашем городе можно и нужно создать интереснейший музей. Разрешение мы получили, и вот тут-то начались настоящие трудности. Здание нуждалось не в ремонте, а в полной реставрации. Пришлось буквально дневать и ночевать на «Даче», — вспоминает основатель музея Лидия Николаевна Бурдина.
Она называет себя «шаляпнутой» — слово это родилось из шутки о необычном заболевании «шаляпинизм», которому были особенно подвержены дамы. В самом деле, трудно было не влюбиться в красивого, высокого (196 сантиметров), обаятельного певца и его прекрасный голос.
Сегодня трудно представить Кисловодск без «Дачи Шаляпина», а ведь дом сохранился, можно сказать, чудом.
В 1918 году особняк был национализирован, там располагались и складские помещения, и общежитие, и коммунальные квартиры, и столовая. Но кисловодчане все равно называли его «Дачей Шаляпина». А в начале 1980-х, несмотря на протесты кисловодской интеллигенции, дом решено было отправить под снос — требовалось место для нового санатория.
— Повернуть советскую машину бездушия вспять помог случай, — вспоминает Борис Розенфельд. — Вернее, случайная встреча с главным редактором журнала «Крокодил», который, как выяснилось, любил при случае спеть «Есть на Волге утес». Он попросил непременно показать ему, что сталось с дачей, где пел Шаляпин. Через три дня приехали московские журналисты. Видимо, статью «Демон и харчо» в «Крокодиле» прочитали все высокие советские начальники. Потому что дачу решено было все-таки сохранить.
Федор Иванович тосковал по России в эмиграции. Боялся, что о нем забудут. Как он был не прав! Ежегодные «Шаляпинские сезоны» — идея все той же Лидии Бурдиной, подхваченная нынешним руководством музея, с 1991 года собирают в Кисловодске оперных певцов и почитателей таланта легендарного русского баса. Фестиваль проходит под открытым небом, и во дворе «Дачи Шаляпина», под елями, снова звучат аплодисменты и крики бис — как сто лет назад.