Культура
Хлеб и зрелища
5 мая, 2016
771
Все актеры когда-то начинали с «Кушать подано!». В пятигорском театре-ресторации это — неизменный финал каждого спектакля

Представьте курортный сезон в Пятигорске начала ХХ века. Московские и петербургские семьи съезжаются на арендованные дачи. Утром прогулка по питьевым бюветам, днем -плотный обед на веранде с видом на горы, вечером — прием гостей. Каждый дом старается удивить: хозяева читают рассказы, дочь играет на фортепьяно и даже лакей выходит с театральным: «Кушать подано».

Похожая атмосфера ждет курортников и в домашнем театре, который находится в пятигорской «Ресторации № 1». Театр открылся чуть больше года назад, сегодня он единственный в городе работает в формате ресторана с залом для спектаклей.

— Мы не замахиваемся на Шекспира и серьезную драматургию, — рассказывает режиссер театра Лейла Голицина. — Здесь ведь собираются отдыхающие, поэтому большинство историй — зарисовки о жизни курортников в Пятигорске с простым и незатейливым сюжетом. Смысл в том, чтобы люди смеялись. Но есть в репертуаре и постановки, в которых поднимаются серьезные вопросы — о роли женщины в современном обществе, например. А еще мы готовим пьесу-биографию о жизни Анны Ахматовой. Тем, кто скептически относится к нашему творчеству, напоминаем: Федор Шаляпин вышел из домашнего театра.

Провинциальный театр с бунтом

— Я родилась в Кисловодске в совершенно не театральной семье. Как пришла идея стать режиссером, точно не помню, но после школы я пошла на отделение режиссуры в Ставропольском госуниверситете, а потом на полугодичный режиссерский курс Ивана Краско. Все время я параллельно работала в кисловодском театре-музее «Благодать», где провела больше 17 лет. Уникальное место, симбиоз театра и музея. И там были серьезные работы и даже бунтарство. Было время, когда адмирал Александр Колчак считался персоной нон-грата — его называли предателем Родины. Но с Кисловодском его связывает личная история: уроженка города Анна Тимирева была его возлюбленной. Хозяйка музея не побоялась цензуры, и в нашем музее появилась комната Колчака, а потом и спектакль о его жизни. Говорят, у Колчака не было своего дома, он обрел его в «Благодати», комната и сейчас работает. Тогда никто не заметил нашего бунта, наверное, думали: «Ну что может сделать провинциальный театр?»

Там я впервые попробовала играть на сцене. Все же актерское мастерство и режиссура — разные вещи. У меня получилось, я играла во многих спектаклях. Правда, до сих пор не могу понять, какое у меня амплуа. Мой любимый и самый сложный спектакль — пьеса-биография о жизни Марины Цветаевой, где у меня главная роль. Чаще играю в водевилях. Сегодня, например, у меня роль активной, грубоватой, но колоритной дамы.

Как все начиналось

— Как и многим режиссерам, хотелось открыть свой театр: собрать молодых актеров, ставить собственные спектакли. Я начала искать возможности и познакомилась с владельцами «Ресторации № 1». Хотя Пятигорск — курортный город, кризис коснулся и местных рестораторов, заставил их искать новые способы привлечения посетителей. Так и появился театр в ресторане. Мы сами ведем группы в социальных сетях, там о нас узнают жители Кавминвод.

Вначале нас было двое — я и Ярослав Кулаченко, актер, который закончил 4-годичную школу-студию в Кисловодске. Он работал со мной в «Благодати», в пьесе о жизни Цветаевой играл моего сына, ушел вслед за мной, когда я решила делать свой проект. Не было труппы, костюмов, зато куча творческих идей. Пьесы писались быстро, и сейчас у нас в репертуаре восемь спектаклей. Пять — по моим сценариям, остальные — по Чехову и Хетагурову. Костюмы сшили, актеров тоже нашли почти сразу: в Пятигорске мало театров, местные артисты не могут похвастаться плотным графиком. У нас работают актеры из оперетты, а еще недавно взяли студентов совсем не из театральной среды. Я их постепенно вывожу на сцену, и они уже играют полноценные роли. Сейчас в нашей труппе десять человек.

Ресторан + театр

— В будние дни это обычный ресторан с бизнес-ланчами и банкетами. Кстати, он еще известен тем, что здесь полюбил обедать мэр Пятигорска Лев Травнев и другие сотрудники администрации. А в выходные дни, точнее вечера, мы проводим свою 4-часовую театральную программу. Час-полтора в отдельном зале, рассчитанном примерно на 40 человек, идет спектакль, потом банкет с вином и закусками, музыкой и ведущим. В это время ресторан закрыт для внешних посетителей.

Мы забираем ресторан на один-два вечера в неделю — спектакли идут каждую субботу, а иногда и в пятницу. Это зависит от количества проданных билетов. Спрос на нашу программу есть: пустой зал мы никогда не видели, а несколько раз был аншлаг, зрителям не хватало стульев, они стояли во время спектакля. Сейчас подумываем о том, чтобы увеличить количество зрительских мест. Для ресторана мы удачный проект: людям нравится эта идея, они приходят именно в театр-ресторан.

Большинство зрителей — не местные, курортная публика. Причем они покупают билеты на представления, даже не зная программу. Мы выбираем спектакль и музыкальное сопровождение уже после продажи билетов, когда администратор сообщает, кто идет на представление. Сегодня у нас две большие группы — кавказский банкет и мореплаватель, который собрал старых друзей. Для них мы показываем спектакль «Дон Жуаны» про незадачливых дворян, отдыхающих в Пятигорске: они всю ночь кутили в местном кабачке и наутро пытаются вспомнить подробности. На банкете будут звучать популярные хиты 80-х и 90-х годов. Когда к нам приходит молодежь, для них играем джаз, современную музыку.

Какая она, кавказская публика?

— Да такая же, как и везде. Во время спектаклей мы не видим никаких национальных особенностей. Разве что во время банкета. Есть, например, местная «фишка» — тосты за кавказскими столами длятся по 20−30 минут. Бывает неудобно, ведь наша музыкальная программа расписана по минутам.

С нами работает вокалист Джамал. Его многие знают на Кавминводах, он поет в местных клубах и ресторанах, в репертуаре разная музыка — от джазовых партий до популярных поп-хитов. Джамал — это мое собственное открытие. Дело в том, что он почти не разговаривает, потому что заикается. Хотя поет прекрасно. Однажды я уговорила его поработать в нашем спектакле — выйти в маленькой роли, сказать пару слов. Мы долго репетировали, и все получилось. Дальше интереснее: я увеличила его роль — и снова он говорил чисто, без запинки. А теперь играет в трех спектаклях, одна из ролей — бойкий навязчивый торгаш! При этом в обычной жизни его заикание не ушло. Вряд ли это можно назвать лечением, но результат любопытный.

Игра без барьеров

— Я представляю то, что мы делаем, как домашний камерный театр. Здесь зрители — в метре от нас, между нами нет барьера, эмоциональная отдача очень яркая. Поэтому многие актеры не хотят менять формат.

В Пятигорск часто приезжают московские кинокомпании, чтобы снимать сцены сериалов, фильмов. В городе много красивых мест, и договариваться о съемках легко. И в этом ресторане тоже недавно снимали эпизоды для детективного сериала. Мне часто сообщают о съемках и кастингах, я всегда говорю своим ребятам: «Идите, посмотрите на процесс, поучаствуйте в кастинге, может, получится выйти на большой экран». Не хотят — им здесь интереснее. И мне тоже.

Конечно, у меня есть мечта идти дальше — хочу свой театр в отдельном здании. Это только на уровне «хочу», пока нет проекта и завязок.

А еще хочется сделать что-то нестандартное, «из ряда вон». Как объяснить… Мы здесь развлекаем курортников, поэтому ставим юмористические спектакли с очень понятными шутками, яркими колоритными костюмами. Это то, чего ждут от театра в ресторане. А у меня есть идея трагического сюжета, но где его показать? Мне рассказали историю молодого художника в мегаполисе. От тоски и одиночества этот человек собрал в себе все пороки — пьянство, наркотики, аферы, беспорядочные связи, воровство и многое другое. Можно сказать, что у меня есть «рыба» — сырая пьеса. Но хочу поехать к нему и спросить разрешения на то, чтобы дописать и рассказать историю его жизни.

«Дуня» — это личное

Из нашего репертуара мне ближе всего пьеса «Дуня» Косты Хетагурова. Она для меня немного личная, там стоит вопрос самореализации женщины. Удивительно, что осетин, кавказский мужчина, в позапрошлом веке поднимает такие вопросы: почему женщина должна непременно выходить замуж? Почему она не может развиваться в обществе и работать?

Личная — потому что я променяла на театр трех мужей. Я постоянно ношусь с какими-то творческими замыслами. Каждый мужчина помогал мне в работе, хотя они все не из творческих профессий и далеки от театра. Второй муж — азербайджанец, строгий консервативный человек, но как-то выносил мою социальную активность. Третий муж приходил, мастерил декорации для нашего театра. Потом они не выдерживали соперничества с моей работой. Со всеми я осталась в прекрасных отношениях… Нет, не жалею — зачем врать себе? Я — такая и, наверное, не смогу быть идеальной домашней женой, как мы шутим — «босой, беременной и на кухне».

Моей дочери 12 лет, она играла детские роли в некоторых моих спектаклях. Но, к счастью, актрисой или режиссером быть не хочет.

Мечты и доходы

Приносит ли это деньги? Я не рассматриваю то, чем занимаюсь, как будущий успешный бизнес, хорошо, что хватает на жизнь. Убытков нет, но когда вы видели богатый театр в небольшом городе? Это стиль жизни.

Наши «ёлки» — это курортный сезон. В Пятигорске отдыхающие есть круглый год, но летом их все же больше. В любом случае без хлеба мы не останемся. Для многих актеров это дополнительная занятость. Например, прошлым летом к нам приезжал работать актер уральского театра, совместил отпуск с нашим проектом.

Планируем и гастроли. Скоро поедем в Сочи, нас пригласили выступать в санаториях. А еще собираемся на фестиваль Льва Толстого в Дагестане, как раз к этому времени мы подготовили пьесу по его «Хаджи Мурату». Герой повести — исторический персонаж, аварец, прославился храбростью в Кавказской войне, а в итоге перешел на сторону русских.

Пока у нас получается воплощать свои мечты, посмотрим, что будет дальше.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Казачьи сообщества Ставрополья. Как живут и чем удивляют туристов
Выяснили, откуда в крае казаки и как отличить терцев от кубанцев. Также узнали, где можно научиться печь плящинду, сфотографироваться в бурке и побывать на свадьбе
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Тайны Железноводского парка
Мы узнали, что скрывают камни и тропы одного из старейших курортов Кавказа и почему сюда до сих пор возвращаются не только туристы, но и исследователи
Полная версия