{{$root.pageTitleShort}}

Репетиции на крыше, выступления под обстрелом и гастроли на телегах. Самые интересные эпизоды истории грозненского ТЮЗа

Непростая судьба одного из старейших театров Чечни, в которой были драматичные взлеты и падения

Сегодня чеченский ТЮЗ живет обычной театральной жизнью — ставит яркие спектакли, занимается благотворительностью, регулярно устраивая показы для детей и взрослых с особенностями развития, много гастролирует и охотно принимает гастроли театральных коллективов из других регионов страны.

Театр размещается в старинном, недавно отреставрированном здании Грозного, признанном объектом культурного наследия регионального значения. Но прежде чем обрести постоянную прописку, театру пришлось сменить множество локаций.

Об истории кукольного искусства Чечни порталу «Это Кавказ» рассказала хранительница библиотеки ТЮЗа, выпускница первого потока актерского отделения Чечено-Ингушского госуниверситета Элина Цугаева.

Волшебная Калоша и другие

— Многое о нашем театре я знаю от отца Салмана Цугаева — в 70-х годах он работал здесь заведующим музыкальной частью. Наверное, и любовь к театру у меня началась с его рассказов. До сих пор с интересом перечитываю дневник, который он вел на гастролях.

Театр кукол появился в Чечне в 1935 году. Сначала здания у него не было, только комната во Дворце пионеров и школьников. Для репетиций использовали любое уединенное место. В частности, крышу Дома инженерно-технических работников. Тем не менее в этом же году, 30 ноября, зрителям был представлен первый кукольный спектакль — «Волшебная Калоша» А. Матвеевой.

Репетиции на крыше Дома инженерно-технических работников

Спустя два года театр получил официальный статус Чечено-Ингушского республиканского театра кукол. Здания по-прежнему не было, но артисты не отчаивались — с самодельными куклами и переносной ширмой, на попутных грузовиках и даже на телегах колесили они по республике, добираясь в самые отдаленные аулы.

Кукольников везде ждали и с радостью встречали не только дети, но и взрослые, хотя и не все понимали русский язык. Поэтому возникла необходимость в постановке спектаклей на чеченском языке. В театре создали труппу чеченских актеров, и в 1939 году зрители увидели первые спектакли на чеченском по пьесам «Крот-урод», «Мудрый Мишка», «Переполох в лесу» в переводе писателя Азамата Саракаева.

Интересно, что в чеченской группе художником работал Магомед Магомаев — отец знаменитого Муслима Магомаева.

Все для победы

— Незадолго до Великой Отечественной войны художественному руководителю театра Павлу Вельскому удалось заполучить помещение и грузовую машину для гастролей. Позже театр переехал в Клуб банковских работников.

В годы войны театр кукол в составе фронтовой концертной бригады отправился в турне по прифронтовым площадкам.

Многие работники театров Чечено-Ингушетии ушли на фронт и не вернулись. Среди них актеры Театра кукол А. Никитин и С. Абрамов. Они погибли в первые дни войны.

Когда в 1942 году немецкие войска подошли к Грозному, театр приостановил работу. Но уже в следующем году в госпиталях для раненых солдат, на сборных пунктах, в воинских частях были показаны «Конек-горбунок», «Орленок», «Соломенный жаворонок» — спектакли о героизме и силе духа человека.

После победы Театр кукол временно разместился в знаменитом грозненском кинотеатре имени челюскинцев и продолжал ставить спектакли на военную тематику: «Андрей-стрелок», «РВС», «Чертова мельница».

Спустя 10 лет на зональном смотре театров Кавказа театр под руководством Александра Балабанова был признан лучшим по исполнительскому мастерству.

Черты характера и колорит горцев

Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» на снимке из архива Чеченского государственного театра юного зрителя

— Новая глава в истории кукольного искусства республики началась в 1957 году. В постановке «Волшебная лампа Аладдина» куклы снова заговорили на чеченском языке — впервые после депортации.

Вновь созданная труппа состояла из актеров разных национальностей, что позволило ставить спектакли на двух языках — русском и чеченском. Коллектив создал уникальный стиль, в котором четко прослеживались черты характера и колорит горцев.

По-прежнему не имея своего здания, театр в 60-е годы располагался в Республиканском дворце пионеров и имел право занимать помещение не более трех вечеров в неделю.

Несмотря на это, в 1969 году в Театре кукол была создана ингушская труппа, состоявшая из выпускников средней школы. Как и чеченская, группа играла на двух языках. Обе группы активно гастролировали не только по республике, но и за ее пределами.

Недолгая радость и невосполнимые потери

— В 1978 году театр наконец обрел свой дом — на правах хозяина переехал в здание Чечено-Ингушского театра имени Х. Нурадилова. Это было большой, но недолгой радостью — в начале 80-х здание оказалось на долговременном ремонте. Театру опять пришлось ютиться в разных помещениях, пока у него не появился новый адрес — кинотеатр «Родина», где силами коллектива в фойе была устроена маленькая сцена.

Даже в этих условиях театр поднялся на новый уровень. Окончив Ярославское театральное училище, в родной коллектив вернулись 17 профессионально подготовленных актеров. Труппа теперь могла ставить более сложные спектакли. Режиссер Эрих Шмидт даже поставил новаторский спектакль в масках «Дикий» по притче В. Синакевича.

В те годы театр завоевал престижные награды на фестивале театров Юга России и на II фестивале искусств в Венгрии.

Две группы актеров, чеченская и ингушская, продолжали гастролировать по республике. Но события 1992 года, связанные с объявлением независимости Чечни, разделили их — ингушской труппе пришлось переехать в Назрань и своими силами основать там Ингушский театр кукол.

Актеры Роза Мехтиева, Ваха Ганукаев, Нурсет Газалапова, Айна Вакуева, Зулпа Пасаева (слева направо) с куклами из спектакля «Похождения блохи». 1990-е годы. Снимок из архива Чеченского государственного театра юного зрителя

С началом первой чеченской войны в 1994 году театр понес невосполнимые потери: погибли талантливые актеры Зулпа Пасаева, Игорь Болтачев, виртуозный кукловод Ваха Ганукаев. О Вахе по сей день говорят как о лучшем специалисте актерской игры. Стоило ему надеть на руку куклу, она сразу же оживала. Многие актеры были вынуждены покинуть родину, в том числе и актеры русской труппы. Полностью была разрушена и материально-техническая база театра.

Война и надежды

— После окончания войны у театра не было средств на постановки, работникам месяцами не платили зарплату. Возникли сомнения в необходимости театра кукол, он находился на грани закрытия. Тем не менее, актеры Айна Вакуева, Нурсет Газалапова, Али Эдаев, Саид Идилов и Амарбек Виситаев, рискуя жизнью, ездили с представлениями по школам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Куда пойти с детьми в Грозном: 5 идей для семейного отдыха в чеченской столице
Кто сказал, что Грозный не подходит для поездки с детьми? За мной, читатель, и я покажу тебе, где отметить 1 июня и провести лучшие часы летних каникул

Однажды их машину не пропустили на блокпосту. Актеры, взвалив на плечи кукол и декорации, добрались до очередной сельской школы пешком.

Был случай, когда труппа отправилась в одно из сел Веденского района. Заплутали в лесу, снег — по колено. Наткнулись на небольшую будку, из которой вышел солдат и обомлел: «Какой спектакль? Там обстрел, вас убьют!» Нурсет Газалапова тогда ответила: «Мы не боимся смерти. Умрем там, где суждено по воле Всевышнего». Труппа добралась до сельского дома культуры, где их ждала надпись на стене: «Если сыграете здесь, живыми не уйдете». Спектакль отыграли и вернулись домой.

В другой раз в машину подкинули записку с угрозой взорвать ее.

К счастью, религиозные авторитеты тогда поддержали театр: «Все, что радует детскую душу и глаз, приветствуется Всевышним».

Театральная труппа с энтузиазмом начала строить творческие планы и набирать новых актеров, но началась вторая чеченская война.

Верный своим маленьким зрителям, коллектив театра вновь собрался вместе только в 2001 году и поставил свой первый спектакль «Похождения Чирдига» — о минах, оставшихся после боев.

Постановку пьесы-предупреждения М. Ахмадова осуществили при поддержке Красного Креста — у театра не осталось ни своего помещения, ни сцены, ни реквизита, ни машины, ни оборудования, ни спектаклей, ни декораций, ни кукол.

Тогда коллектив обратился за помощью к Ахмат-Хаджи Кадырову. Благодаря его поддержке, актеры продолжили работу, неся детям радость и надежду, что мир и добро победят. А для русской труппы театра по инициативе главного режиссера Яраги Делаева нашлась и сценическая площадка — в Доме культуры Наурского района. По сегодняшний день она является небольшим филиалом театра.

Мир и славные традиции

{{current+1}} / {{count}}

Актриса Любовь Вискаева, народная артистка Чеченской Республики

— В 2006 году театр получил новый статус — Чеченский государственный театр юного зрителя — и новое помещение в здании Министерства культуры ЧР.

Осталось только получить новый импульс. Им стал спектакль «Аленький цветочек» С. Аксакова в постановке заслуженного артиста России режиссера Вадима Домбровского. Он первым откликнулся на приглашение режиссера Руслана Хачукаева приехать в Грозненский ТЮЗ. Руслан обучил многих сегодняшних актеров. О нем говорят: «Обучил тому, чему не учат ни в одном вузе».

Театр, даже не имея собственной сцены, начал ставить масштабные спектакли. Были приобретены новые куклы, декорации, оборудование и костюмы. И в 2011 году впервые за 11 лет труппа отправилась на длительные гастроли по городам России.

В 2018 году режиссером ТЮЗа стала народная артистка ЧР Асет Муртазалиева. В том же году она ставит спектакль живого плана «Сказка о царе Салтане» — за последние 25 лет это было первое обращение к русской классике. На театральном фестивале «Русский мир» постановка была отмечена дипломом за лучшую режиссерскую работу.

В 2020 году театр вновь переехал в здание уже бывшего Чеченского драмтеатра им. Х. Нурадилова, а в 22-м в нем началась реконструкция. К счастью, на этот раз она не затянулась. В 2024-м ТЮЗ въехал в прекрасно отреставрированное старинное здание, которое стало настоящим украшением бульвара Эсамбаева.

Сейчас на сцене театра идет множество спектаклей по русским и чеченским сказкам, а в преддверие Нового года для юных зрителей подготовлена постановка «Пряничный домик» молодого режиссера Шамхана Уцемиева.

Под руководством молодого энергичного директора Ахметхана Макаева, который активно занимается продвижением театра, в том числе на онлайн-площадках, Грозненский ТЮЗ продолжает славные традиции кукольного искусства Чечни.

Диана Магомаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ