Культура
«Не факт, что у хорошего фильма всегда будет хорошая музыка»
26 апреля, 2022
990
Автор саундтреков к фильмам Сокурова, Балагова, Алферова и Учителя — об адыгской музыке, любви к джазу и Deep Purple, работе в кино и хип-хопе и жизни на два дома

Мурат Кабардоков в 13 лет стал учеником классика адыгской музыки, композитора Джабраила Хаупы, а в 34 года победил в номинации «Киномузыка» на крупнейшем в России конкурсе композиторов «Партитура». Казалось бы, этим можно и похвалиться, но Мурат убежден: награды лишь позволяют работать свободнее. С известным композитором, который много лет живет и работает в Санкт-Петербурге, встретились в один из его частых визитов в родной Нальчик.

«Сокуров — выдающаяся величина»

«Франкофония» была первым полнометражным игровым фильмом, над музыкой к которому я начал работать. По прошествии стольких картин и стольких лет она по-прежнему остается самой удивительной. Во-первых, Сокуров — выдающаяся величина. Во-вторых, обычно я пишу музыку на стадии монтажа, под картинку, но Александр Николаевич принципиально не давал мне ее увидеть, так как хотел, чтобы музыка была самостоятельной и драматургически сходной со сценарием. По нему и писал.

Саундтрек записывали с голландским симфоническим оркестром в городе Хилверсюме. Это был мой первый опыт работы в таком ключе, когда времени на разучивание мало: оркестр видит и пишет музыку в один день. Немного беспокоился, но был уверен: сделаю все, что умею, чтобы доказать, что я достоин фильма.

К наградам, кстати, отношусь очень просто: могу сказать, что хочу «Грэмми» или «Оскар», потому что они дают статус, при котором можно писать свободнее. Сейчас я не всегда выбираю проект, который мне интересен, и иду на компромисс, потому что нужны средства.

«Поработал бы с Ноланом»

Понимаю, что после саундтреков к «Франкофонии», «Облепиховому лету» Виктора Алферова (за музыку к которому Кабардаков в 2019 году получил приз жюри им. А.П. Петрова на XXV российском кинофестивале «Литература и кино». — Ред.), «Глубоким рекам» Владимира Битокова или «Цурцуле» Алексея Николаева обо мне могло сложиться представление как о композиторе авторского кино. Но у меня нет жанровых предпочтений. Я писал музыку к фантастической картине, комедии, мультипликационным формам. Есть просто музыка, которая подходит или не подходит. Технологически разницы в написании нет.

Не факт, что у хорошего фильма всегда будет хорошая музыка, но, по моему наблюдению, если композиции хороши, то и картина, скорее всего, тоже неплоха. За примерами не надо далеко ходить: Нино Рота и «Крестный отец», Джон Уильямс и «Список Шиндлера», Андрей Петров и «Служебный роман». Дога, Петров, Шнитке, Зацепин, Таривердиев — у нас целая плеяда очень даровитых композиторов, мелодии которых любят, наверное, почти все в нашей стране.

Мне нравится музыка к марвеловской «Черной пантере». Как правило, саундтрек к коммерческому кино не запоминается, но эта партитура зацепила. Она даже получила «Оскар», чего в комиксовом кино не бывало, насколько знаю.

Я бы, конечно, поработал бы с топовыми режиссерами — Ноланом или Куароном к примеру. Мне хочется написать музыку к фильму, в котором она была бы одним из главных драматургических элементов, как в опере, мюзикле.

«Я адыг»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«После тяжелого рока артобстрелов просто необходима классическая музыка»
Чеченские композиторы не пишут «серьезную» музыку, а она очень нужна. Как ее слушают в Грозном и в сельских домах культуры — знает главный дирижер Чеченского симфонического оркестра Валерий Хлебников

В кино я связан картинкой. В сочинении для оркестра или для фортепиано я не связан ничем, кроме возможностей инструмента. В этом плане пишу свободнее, но это не значит, что легче.

Одни работают чисто в академическом ключе, вторые — только в кино, третьи — только с джазовыми аранжировками. Мне интересно все, мне нравится разнообразие: в опере «Русалочка» у меня есть речитатив матросов в жанре хип-хоп, в балете «Волшебник изумрудного города» — электронная музыка и струнный квартет.

Мой творческий почерк зиждется на сумме моих знаний и умений. Я кавказец, я адыг. На меня влияет моя культура, язык, фольклор, который я изучаю. При этом с детства слушаю классическую музыку и британский рок: Led Zeppelin, Pink Floyd, Radiohead, Deep Purple, The Beatles. Джаз открыл для себя лет в 11 — во мне смешались все его элементы, начиная с новоорлеанского и заканчивая авангардом. Плюс я профессионально обучался академической музыке, а она изначально европейского толка. И это тоже часть меня. Мне кажется, в моих сочинениях это слышно.

«Симфонии Кавказа»

«Симфониям Кавказа» в этом году десять лет. Над проектом работал с дирижером Михаилом Голиковым и симфоническим оркестром Ленинградской области, когда еще был аспирантом консерватории. На записи даже был Сокуров — с Александром Николаевичем в 2012 году познакомил общий друг, меценат Альберт Саральп.

Мы записали пять дисков симфонической музыки авторов из Кабардино-Балкарии: Хасана Карданова, Мухадина Балова, а также Тамары Блаевой — первой женщины в республике, ставшей профессиональным композитором. Она писала действительно качественные, авангардные, по сути, сочинения. Также записали музыку моего педагога, композитора европейского уровня Джабраила Хаупа, для меня он — номер один в республике и в топе на Северном Кавказе. Записали мои сочинения, а также Трувора Шейблера и Арсения Авраамова — они стояли у истоков композиторской культуры в Кабардино-Балкарии. В проект включили и второй струнный квартет («Кабардинский») Сергея Прокофьева, и «Исламей» Милия Балакирева, написанные на адыгские народные мелодии.

В рамках «Симфоний Кавказа» в Нальчике также отреставрировали более пяти часов старых записей. Большинство из них сделаны местными музыкантами в советскую эпоху. Реставрацией занимался звукорежиссер Сергей Андреев. Одним из руководителей проекта «Симфония Кавказа» стала Марианна Теуважукова, начальник службы радио «КБР-Медиа» (Радио 99.5 FM) — она провела титаническую работу по подготовке. Я курировал непосредственно процесс записи музыки в студии, делал аранжировки, приводил в порядок ноты.

Диски, к сожалению, уже не найти — у меня самого остался всего один комплект. По сути, это коллекционные вещи, но издать их снова не так сложно. Вопрос желания.

«Нашу публику сложно раскачать»

С оркестром Ленинградской области мы приезжаем в Нальчик уже второй год подряд. Надеюсь, это станет славной традицией. Музыку исполняем разную — от классических произведений, обработок этнических мелодий до рока. Благодаря Михаилу Голикову привлекаем местные таланты: сопрано из Адыгеи Нафсет Чениб, победителя проекта «Голос» Аскера Бербекова.

В прошлом году оркестр играл в КБГУ музыку Андрея Петрова — полный зал, много молодых людей, что радует. В целом заметной разницы в реакции публики в разных городах нет. Где-то более эмоционально, где-то — менее. В Нальчике принимали нас хорошо. Таких продолжительных аплодисментов, как дома, мы не получали в других городах.

Да, иногда нашу публику сложно раскачать, но, думаю, нам это удается. Я все-таки уже почти 20 лет организовываю концерты — если бы не было отклика, не стал бы этим заниматься. Если есть какой-то проект, всегда думаю, как привезти его в Нальчик.

Два дома

Нальчик и Санкт-Петербург для меня два равнозначных города. Теперь у меня два дома. Понятно, что история и архитектура — вещи, которые не надо сравнивать. Нальчик — родной город, милый своей аурой. Здесь у меня мама, сестра, родственники — приезжаю, чтобы увидеть их, здесь друзья, учителя. Окружение, конечно, влияет на отношение к месту. Мне в этом смысле повезло: нравится парк, с ним связано многое из юности, помню плакучую иву за Домом правительства, мимо которой я ходил в колледж искусств. В целом Кабардино-Балкария для меня прекрасна: звуки лесов, гор, рек и воздух вдохновляют. Не только меня, но и моих петербургских друзей и знакомых.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
В Нальчик — за необычным контентом
Победители Всероссийского конкурса юных журналистов и блогеров «ЮНПРЕСС: о науке» отправились в медиаэкспедицию в КБР
Дом с историей. 113 лет нальчикского медфака
Эти стены застали времена Дикой дивизии и видели горянок, которые боялись учиться. Факты о здании медфака, неизвестные даже нальчанам
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
Особенности национальной люльки
Танзиля Магомедова из Кабардино-Балкарии создает уютные аксессуары для балкарской люльки бешик и мечтает сохранить традиции, связанные с рождением ребенка
Полная версия