30 мая во Владикавказе стартует первый кинофестиваль «КиноБарс». В конкурсе участвуют 19 картин режиссеров из России и стран ближнего зарубежья. Зачем Северной Осетии международный кинофестиваль и почему на его призы не претендует ни один осетинский фильм, «Это Кавказ» выяснил у актера, режиссера, продюсера, основателя студии фильмов Farn Movie (фарн — по-осетински благодать) и президента «КиноБарса» Алана Догузова.
— Почему вы решили организовать свой кинофестиваль?
— Как любой молодой кинематографист, я сталкивался с большими проблемами: когда есть амбициозные проекты, но нет ресурсов, чтобы их воплотить. В жизни начинающего автора нужно участие большого кинобизнеса. Очень много талантливых ребят остаются за бортом киноиндустрии только потому, что вынуждены снимать авторское кино на собственные средства. Мы хотим собрать абсолютно разных авторов и дать им возможность раскрыться, показаться широкому кругу зрителей и получить оценку. Я надеюсь, уже в недалеком будущем Владикавказ будет собирать представителей киноиндустрии: прокатчиков, инвесторов, мы будем привлекать и государственное финансирование. Северо-Кавказская студия кинохроники в советское время давала возможность талантливым кинорежиссерам реализовывать свои проекты.
— Расскажите о программе фестиваля.
— В нем участвуют три картины, которые были показаны на Каннском фестивале. В этом году во Франции прошла премьера фильма Светланы Солнечной «Степа», а российская премьера состоится во Владикавказе. Еще мы покажем две картины Елены Нодель, они тоже были участниками Канн. Большим сюрпризом станет анимационный мультфильм Егора Харламова, где пластилиновые Квентин Тарантино, Брэд Питт и Ума Турман беседуют о жизни.
Будут и представители других стран. Например, в конкурсе участвует картина «Аквариум» кинорежиссера Хасана Алиева из Узбекистана — немного абстрактная, очень глубокая и фантазийная, с хорошей операторской работой. Мы покажем «Круговорот» режиссера из Таджикистана Бехруза Давлятбекова — участника «Кинотавра». Киргизию представит картина «Калифорния» Дастана Мадалбекова, Белоруссию — режиссер Андрей Кривецкий с фильмом «Двенадцатьшестнадцать». На закрытии мы покажем фильм Сергея Дворцевого «Айка», тоже из программы Каннского фестиваля. Всего в конкурсе — 19 картин, и у 12 из них уже есть множество значимых наград.
— Получилось, что в конкурсной программе фестиваля во Владикавказе нет режиссера из Осетии. С чем это связано?
— У нас в республике художественное кино снимают очень редко. Это объяснимо: нет материальной поддержки. Мы хотели включить в конкурс картину молодой выпускницы из Северной Осетии, но технические сложности не позволили завершить ей фильм в срок. Думаю, в следующем году ситуация поменяется. А во внеконкурсной программе все же будут представлены картины осетинских режиссеров — мои и Георгия Кочиева «Коста. Всегда живой».
— На кого из молодых авторов на Северном Кавказе вы посоветуете обратить внимание?
— Я, конечно, слежу за молодыми авторами с Северного Кавказа, которые получили профессиональное кинематографическое образование. Многие из них после окончания вузов остаются в Москве и Санкт-Петербурге. Часто потому, что возвращаться некуда: в республиках нет условий для работы кинорежиссера. Но не все плохо. Буквально на днях нас всех порадовала весть, что Кантемир Балагов — выходец из Кабардино-Балкарии — получил значимый приз (приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI на Каннском фестивале за фильм «Дылда». — Ред.). Это большая победа и большой шаг вперед.
Надеюсь, в обозримом будущем и другие республики смогут создавать достойные фильмы и показывать их на международном уровне. Мы можем и хотим снимать кино. Как минимум есть курсовые и дипломные работы, которые говорят о потенциале начинающих кинорежиссеров, и любой из них готов снять полнометражное кино. Таких ребят надо поддержать в организации съемочного процесса. Задача «КиноБарса» — в том числе заложить основу для будущего развития. Он нужен, чтобы выявлять таланты и потом поддерживать их. Я горю этой идеей, и, слава богу, есть друзья, а у друзей есть шпаги (смеется).
— Вы сказали, что в советское время студия кинохроники была ресурсом, благодаря которому режиссеры могли воплощать свои идеи. Какой ресурс есть сейчас?
— Говоря сегодня о возрождении студии кинохроники, мы привязываемся к территории, покрытой славой и отчасти забвением. Да, в прошлом на базе студии каждая республика Северного Кавказа создавала красивые фильмы, на которые мы до сих пор равняемся. Сегодня процесс кинопроизводства изменился — мы живем в мире цифровых технологий и инноваций, и снимать кино стало значительно легче. Этой теме, кстати, мы посвятим круглый стол в рамках кинофестиваля — вместе с более опытными кинематографистами обсудим условия возрождения кино на Северном Кавказе.
Тема второго круглого стола — продвижение национального кинематографа и кино как способ интеграции малых народов в России. Так как сегодня на Северном Кавказе кино почти не снимают, то о нас мало знают. В Cибири или на Дальнем Востоке знают Кавказ как соседа и друга, но не знают наш внутренний мир. Я осетин, но с первого класса говорю на русском языке, знаю Пушкина, Лермонтова и других классиков, знаю русскую душу. Хочется, чтобы русский человек, да и представители других национальностей, так же понимали нас, кавказцев. Фестиваль объединит много народов, и для меня это большое счастье.
Еще у нас будет обширная образовательная программа. Мастер-классы проведут известные актеры, режиссеры и продюсеры: Рамиль Сабитов, Полина Лялина, Борис Акопов, Елена Нодель. Молодые кинолюбители Осетии получат актуальные знания и, возможно, в следующем году будут участвовать в кинофестивале уже со своими фильмами.
— Широкому зрителю вы известны прежде всего как актер.
— Все мое детство прошло в стенах Осетинского театра. Моя мама Замира Меликова — актриса (народная артистка РСО-Алания. — Ред.), играла на одной сцене с нашими великими артистами под руководством режиссера Георгия Хугаева. Наблюдать за тем, как они работают, было лучшей школой. Уже студентом Щепки я осознал, что актерское нутро развилось во мне тогда. Два года после окончания училища я играл на сцене цыганского театра «Ромэн», а потом связал жизнь с кино. На съемках фильма «Тайный знак» я впервые «зашел» в кадр и понял, что не смогу больше жить без этого.
— А как в вашей жизни возникла режиссура?
— Что-то наподобие сценариев я писал еще в детстве. Не могу назвать себя активным человеком в политике, но мне небезразличны проблемы общества. Наверное, поэтому я очень люблю жанр социальной драмы. Мой первый короткометражный фильм «Воскресенье» — о межэтнических вопросах. Второй, «Бача», — о жизни маленького человека в большом городе. Первый полнометражный фильм «Соврешь — умрешь» по книге Юрия Полякова «Одноклассники» тоже посвящен актуальным проблемам моего поколения — тому, как мы пытаемся найти свое место под солнцем, на что готовы ради этого и чем не побрезгуем.
Благодаря режиссуре я могу показывать несовершенство людей и общества и надеюсь, что каждый сделает выводы и, может быть, изменит свою жизнь. Мне кажется, что в творчестве самое главное — вовремя услышать голос Бога. В каждом моем фильме это есть.
— Кто из режиссеров вам близок?
— Когда я ощущаю пустоту, то пересматриваю легкого и эмоционального Федерико Феллини. Большое влияние на меня оказал финский режиссер Аки Каурисмяки. Фильм «Бача» сделан под его влиянием.