Мадина Хацукова защитила кандидатскую по химии, но всю жизнь занимается созданием адыгских национальных костюмов. Черкески художника-модельера из Нальчика выставляются в музеях, их можно увидеть на политиках, танцорах ансамблей «Кабардинка» и «Вайнах» и на ценителях из США, Турции и Сирии. О том, как из ученого стать успешным дизайнером одежды, рассказала сама хранительница народных традиций.
— Мне одновременно сложно и легко отвечать на вопрос о том, как я решила посвятить свою жизнь созданию национальных адыгских костюмов. Я этому профессионально не училась, но знания откуда-то есть. Возможно, в прошлых жизнях я занималась этим, — с улыбкой говорит Мадина Хацукова, — и оттуда идет любовь к костюму.
Мало кто уверен, куда хочет идти, когда оканчивает школу, и я была в их числе. Я всегда очень любила конфеты, и мне хотелось быть директором конфетной фабрики. Еще любила печь, поэтому решила поступать в Воронежский пищевой институт. Для этого сдавала экзамены на химико-биологическом факультете в Нальчике. В пищевой не прошла и осталась учиться на химико-биологическом. Мне там нравилось, поступила дальше в аспирантуру, защитила кандидатскую, но начались 90-е годы. Сестра хорошо шила, и мы решили арендовать помещение и заняться этим.
Вначале шили все, но потом задумались о создании стилизованной коллекции. Я стала изучать традиционный национальный костюм адыгов (черкесов) и поняла: ничем другим заниматься не хочу. Книги, старинные рисунки, гравюры, музейные экспонаты. Я изучала все и не только о национальном, но и о европейском средневековом костюме. Смотрела, какой крой, какие ткани.
Нелегко было создавать свой бренд, открывать ателье, но я очень люблю дело, которым занимаюсь. Я этим жила, горела. Где трудно, там мое. Хотя я все-таки не финансист, а творческий работник — думать про бухгалтерию и организационные моменты мне сложнее, но в бизнесе без этого невозможно существовать. Если бы у меня был человек, который знает, как продавать, преподносить людям, то, что я создаю, было бы легче. У меня много проектов, которые хочу запустить. Чем больше людей увидят, узнают наши костюмы, тем лучше. Мы работаем для людей, поэтому планирую масштабировать свое дело.
— Я настолько увлечена творческим процессом, что забываю фиксировать всех знаменитых клиентов. Мы дарили национальный адыгский костюм Арсену Канокову (экс-глава Кабардино-Балкарии. — Ред.). На постоянной основе шьем национальные костюмы Рамзану Кадырову и его детям. Кроме того, создаем традиционные свадебные платья, сценические костюмы для танцоров из ансамблей «Кабардинка», «Терские казаки», «Зия», «Эльбрус», «Вайнах».
Для директора Национального музея Кабардино-Балкарии Феликса Накова, который обучал искусству владения шашкой, мы делали полную реконструкцию традиционной черкески. Он проводил в ней мастер-классы, и, если ему где-то было неудобно, мы меняли крой. Так сшили идеально удобную черкеску, максимально похожую на старинную.
Пять лет назад для гвардейцев короля Иордании разработала эскизы парадного, повседневного и походного костюмов. Я сшила полный повседневный костюм — начиная с папахи и заканчивая обувью. Парадный и походный отправила в виде эскизов. Ювелир из Кабардино-Балкарии Анзор Гетажеев продолжает с ними сотрудничать — делает кинжалы, газыри.
Недавно по приглашению молодежной черкесской хасы Иордании я участвовала в выставке. У них был ежегодный благотворительный вечер под эгидой королевской семьи, приезжал младший брат короля Иордании с сыном. Я предоставила для аукциона мужской черкесский костюм.
Поездка совпала с новым выпуском журнала Vogue Arabia, посвященным черкесской диаспоре Иордании. Там девушки одеты в копии одного из наших платьев. И еще один случай. На сцену выходят танцевать дети из молодежной хасы. Я подумала: очень знакомые наряды на них. Оказалось, скопировали наше красное платье — одно из самых узнаваемых — и сшили идентичные для всех девочек из ансамбля. Это говорит о популярности, о том, что моя работа нравится людям, что этими платьями восхищаются. Пусть копируют.