Мое дело
Девушка и «Жигули»
9 августа, 2016
2111
Оранжевая «тройка», словно выехавшая из фильмов Эльдара Рязанова, цветом и формой удивительно напоминает кирпич. Только она еще и ездит, и берет призы на ставропольских выставках ретромобилей

Мария Залевская вольготно расположилась в глубоком водительском кресле ВАЗ-2103. Светлые волосы контрастируют с коричневой обивкой, на запястье поблескивает браслет а-ля Pandora, на шее — цепочка с кулоном из старого поршня. Маше 22 года. Машина, которую она заново собрала и спасла от бесславной смерти в утиле, старше на 18 лет.

«Это моя машина!»

— У меня с детства были машинки. Маленькие, потом больше, и вот появился Кирпич. Сначала я называла ее Огонек, но все говорили «кирпич», «кирпич». Пришлось Огоньку сменить имя.

Все смеются: «Жигули»!.. А на самом деле собрать их непросто. Бюджет планировала очень маленький — всего 30 тысяч рублей. Машину искала долго, много чего пересмотрела. Я не задавалась целью делать ретромобиль, просто хотела быть независимой и ездить за своим рулем. А тут попалось объявление в невинномысской газете: продается «тройка» 1976 года. Решила посмотреть и уже по дороге почувствовала, что это моя машина. Владельцы оказались старыми знакомыми, а «Жигули» эти у меня под окнами лет пять стояли. Так Кирпич вернулся домой.

Когда покупала, заехала на сервис, посмотрела, где и на чем можно поторговаться. В итоге отдала 24 тысячи.

Удивительно, но машина была в неплохом состоянии. Заводской шестицилиндровый двигатель не идеал, зато автомобиль хоть и ретро, но повседневный. Правда, снаружи начали вздуваться пузыри. Подварили, покрасили. После этого я приступила к работе. Разбирала ее полдня, а собирала месяц. Я не лезу в кардан и мост, но все остальное делаю сама. Карбюратор могу разобрать и собрать, почистить. А настраивать его — целая история.

«Тройка» класса люкс

— Когда я купила Кирпич, пришлось снимать весь «колхоз», который навешал на него прежний хозяин. Огромные зеркала, тридцать три чехла на сиденьях, линолеум разного цвета — все как в машине, которая регулярно возит семейство на дачу. Зато под чехлами я нашла древний дерматин — ему 40 лет, и хоть бы в одном месте потрескался!

Со временем отыскала оригинальные колпаки на колеса, родное зеркало заднего вида (полвека назад о пробках не слышали, на машины цепляли только одно зеркальце, иногда оно было и в салоне), восстановила покрытие пола. Долго охотилась за хромированными деталями — накладками на ручки, молдингами для арок. Видите, она вся блестит? Это потому, что на «тройке» много никелированных деталей — для красоты.

Эту модель на Волжском автомобильном заводе придумывали совместно с итальянским Fiat. Так что ВАЗ-2103, созданный по образу и подобию Fiat-124, казался не совсем советским. По сравнению с «копейкой» заднеприводная «тройка» считалась чем-то пафосным, это был первый автомобиль класса люкс у ВАЗа.

Некоторые запчасти к советской роскоши приходилось разыскивать в Пятигорске, Черкесске. Так ко мне попали оригинальные поворотники. Сейчас вот резину ищу.

Пока занималась поисками, перезнакомилась с автолюбителями в Невинномысске. Узнала, что «тройки» в городе можно пересчитать по пальцам. Но отреставрированная — одна.

Шедевр без тормозов

— Больше 80 километров в час для нее, конечно, тяжеловато. Но если поднапряжется, может выжать и 140. Однажды пришлось так ехать, но потом Кирпич долго отдыхал. Да и мне страшновато. Во времена его молодости не было таких скоростей.

За четыре года Кирпич проехал 150 тысяч километров. Стоять не любит. Если долго в гараже засиживается, начинает грустить.

Кирпич — шедевр советского автопрома, он прост и надежен. Что бы в нем ни сломалось, все можно починить двумя ключами. Не страшно, даже если закончится бензин: у него не перегорит бензонасос, как у современных машин.

С ним никогда не было такого, чтобы он встал намертво. Хотя тормоза подводили, и свет внезапно гас. Как-то раз зимой по пути домой я съезжала с горки. Чувствую, педаль тормоза ушла в пол. Сразу вспомнила, как в автошколе учили тормозить коробкой передач. Сердце в пятки ушло, но я как-то справилась. В такие моменты говорю, что сдам Кирпич на металлолом. Но сама-то знаю, что никуда его не дену.

Три раза машину вскрывали воры. Непонятно, что они в ней хотели найти? Просто взять покататься и бросить, наверное. Но угонять не рисковали — машина заметная.

Девушкам здесь не место

— Девушек за рулем я не боюсь — боюсь дедушек. Никогда не знаешь, что он сделает в следующую секунду. Сама я права получила сразу после школы, тогда же и занялась переделкой машины. Кирпич — мой первый автомобиль. Когда я только села за руль, не получалось ощущать габариты — частенько сбивала поворотники на выезде из гаража, приходилось искать новые.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Тюнинг, ревность и любовь
Современные и ретро, спортивные и «посаженные», даже тюнингованная «шестерка» — и ни одной «Приоры». Самые интересные машины и истории с первого ставропольского авто-фестиваля

Из-за любви к машинам я еле-еле устроилась на работу. По образованию я педагог по транспорту. Когда поступала в институт, думала, буду в колледже преподавать, рассказывать будущим автомеханикам о строении автомобилей. Но у них там свой укомплектованный штат, и меня пока не берут.

Собиралась пойти водителем в поликлинику или в больницу, но везде говорят: у нас мужской коллектив и много тяжелой работы, ты не справишься. Девушка, не впишешься. А я рассказываю, что в институте у нас в группе было 23 парня и одна девушка. Но стереотип заложен, и никуда от него не денешься.

Сейчас работаю мерчендайзером. Не скажу, что это горячо любимая работа, но ничего другого я пока не нашла в Невинномысске. Параллельно поступаю в магистратуру на специальность «Инженер автотранспортного предприятия». Надеюсь, перспектив будет больше.

Родители и друзья говорят, что я занимаюсь неженским делом. Зато мой молодой человек так не считает. Он помогает мне с Кирпичом, делает то, что я не умею. У нас гаражи стоят через улицу. Кажется, совсем близко, а познакомились мы только шесть лет назад…

Любимцы журналистов и детей

— Все невинномысские сотрудники ГИБДД меня узнают, останавливают только новенькие. Однажды тормознули просто спросить, что я с машиной сделала и почему она как новая. Рассказала, мне не жалко.

Ужасно интересно наблюдать за людьми, которые наблюдают за машиной.

Особенно интересно на автофестивалях. Я пока участвовала только в местных автотусовках. Почему-то ко мне часто подходят журналисты и маленькие дети. Журналисты спрашивают, как это: девушка — и «Жигули» сама собрала, а дети ничего не спрашивают, просто залезают в оранжевый салон.

Для фестивалей я прячу весь автозвук, ставлю оригинальную приборную панель, колеса сама руками мою.

Однажды какой-то коллекционер на фестивале «Автошок» два дня меня упрашивал продать машину. Сто тысяч предлагал. Но я не хотела прощаться с Кирпичом. Да и вложила я в него больше, чем сто тысяч. Вот вы уйдете, а мы с ним поедем электрику чинить.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Тайны Железноводского парка
Мы узнали, что скрывают камни и тропы одного из старейших курортов Кавказа и почему сюда до сих пор возвращаются не только туристы, но и исследователи
Полная версия