«Фохтлендер», ФЭД, «Смена», «Лейка», «Зенит», «Кэноны», «Кодаки». Пленочные, на пластинах, «гармошки», студийные… За некоторыми из этих аппаратов давно охотятся знатоки-ценители из Москвы и Европы. Но фотограф Садык Магомедов слишком любит свою коллекцию, чтобы расставаться с раритетами.
— Это немецкий фотоаппарат 1940 года выпуска. Он принадлежал адъютанту генерала Паулюса. Мне он достался от офицера, который участвовал в допросе фельдмаршала в Сталинграде. Очень ценный экспонат, но «злой» — на него враг снимал войну и своих жертв. Им уже не раз интересовались, хотели выкупить. Впрочем, как и вот этим фотоаппаратом самого Хрущева. Этот раритет я выкупил у одного фотографа с Украины. А какие-то экземпляры буквально с мусорок домой приносил, восстанавливал. С каждым фотоаппаратом связана отдельная история, о которой я могу говорить часами, — говорит коллекционер.
Экономист по образованию, Садык Магомедов никогда не изменял своей профессии. Однако любовь к фотографии и фотоаппаратам не оставляет его с самого детства.
— Фотографией я увлекся еще школьником. Снимал на любительскую «Смену» сельских аксакалов, природу. Сделал свои первые снимки на празднике, когда к нам в село Буркихан приехали канатоходцы и певица Рагимат Гаджиева. Этот фотоаппарат я очень люблю. С ним много теплых воспоминаний связано, — рассказывает коллекционер, бережно поворачивая в руках небольшой аппарат.
— Когда смотришь на фото, сделанное «Сменой», такое ощущение, будто ты сейчас там, живешь среди этих людей, этой природы. А потом была «Смена-2» и так далее. У меня есть 12 моделей. А вот «Киев 4», вот советская Leika — ФЭД, названный по имени Феликса Эдмундовича Дзержинского. Все эти фотоаппараты и сегодня в рабочем состоянии. Я как-то ездил в Волгоград, снимал Мамаев Курган. Туристы подходят, спрашивают: «Что это за цифра?» — «Это не цифра, это пленочный фотоаппарат».
— Этому снимку уже больше полувека. Я его сделал в 60-х. На нем 104-летний старик Алисултан. А это мой друг — путешественник Евгений Гвоздев, который жил морем и погиб в нем. Многих людей с этих фотографий уже нет в живых, но они есть в моей памяти.
В эпоху цифровых технологий Садык Магомедов продолжает сам проявлять и печатать фотографии. Все они без обработки.
— Люблю снимать пейзажи, но больше интересуют тонкости портрета. Хочу передать зрителю собственные ощущения и переживания, которые испытываю во время работы. Когда с друзьями рассматриваю хорошие фотографии, бывает обидно, что их больше интересует фотоаппарат, его стоимость, сравнивают с другими импортными марками. Мало кому интересна сама фотография, человек на ней. А я же вложил душу в этот снимок. Некоторые мои работы побывали на выставках в Волгограде и Ростове.
— У меня фотоаппараты уже не помещаются в доме, часть коллекции хранится в гараже. Мечтаю открыть свой музей, куда смогут приходить все желающие, а я буду рассказывать о каждом из экспонатов. Сейчас заканчиваю составлять каталог, в котором описан каждый фотоаппарат из моей коллекции. Пока их около 350.
Один немецкий фотоаппарат «Фохтлендер» 1940 года выпуска я передал махачкалинскому музею Боевой славы. Трофейный экземпляр подарил мне в 1967 году один из участников Сталинградской битвы. По его словам, он подобрал его у убитого немецкого солдата. Точно такой же фотоаппарат находится в музее в Волгограде.
У меня много литературы по фотоаппаратам и по искусству фотографии: техника пейзажной съемки, портретная съемка, цвет и цветопередача. Я знаю строение каждого из своих фотоаппаратов, как их ремонтировать, для каждого есть в наличии запасные части. Почти все они функционируют, кроме нескольких, которые тяжело восстановить.
Мой любимый фотоаппарат — «Ленинград». Его можно один раз завести и снять 10 кадров. Еще «Зенит-6» с объективом-трансфокатором для управления фокусным расстоянием. У меня есть и «шпионские» фотоаппараты линейки «Киев» — их так называют из-за маленьких размеров. Я в 70-х годах снимал на них, все функционируют и по сей день.
А это панорамные фотоаппараты. Объективы весят около 3 кг. Раньше эта тяжесть не чувствовалась, но сейчас, с возрастом, подниматься в горы с ними стало тяжело. Но у меня есть помощник, мой 10-летний внук. Хочу, чтобы он тоже фотографировал. А еще мечтаю открыть мастерскую или кружок для школьников, где бы научил детей снимать и проявлять фотоснимки, правильно их сушить. Не хочется, чтобы с появлением современных фотоаппаратов все это исчезло, нужно передать свои знания молодым. Я же пишу историю в фотографиях.